ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ

Бабанов С.А. 1, Мишагина О.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского госуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Агрессия – это отклоняющееся от нормы поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим людям, предметам. Поиск и разработка концептуальных основ и практических методов формирования устойчивых качеств личности, определяющих ее социальное поведение и деятельность, опирается на основные положения процесса психолого-педагогической поддержки. Для осуществления психолого-педагогической поддержки необходимо выявить предпосылки подростков к проявлению агрессии. С этой целью мы провели исследование на базе Китовской средней школы Шуйского района Ивановской области. В исследовании на выявление склонности к агрессивному поведению приняли участие 6-7 классы возрастом от 12 до 13 лет. Выборка испытуемых составила 145 человека. С целью формирования исследовательских групп, с ними была проведена Методика первичной диагностики и выявления подростков «группы риска».

На основании результатов данной методики, опроса классных руководителей и анализа личных дел обучающихся были выделены два класса 7 «Б» (24 человека - далее первая исследовательская группа) и 7 «В» (24 человек - далее вторая исследовательская группа) с наиболее высоким процентом подростков «группы риска».

При беседе, проведенной с классными руководителями этих классов, было выявлено, что у многих детей нарушены с собеседником нормы межличностной коммуникации, наблюдается низкий уровень речевой и коммуникативной культуры, выражена враждебность по отношению к одноклассникам (драка, хамство, вспыльчивость, беспричинные вспышки гнева, озлобленность, эгоцентризм, неспособность понять других). По словам классного руководителя, у мальчиков чаще проявляется физическая агрессивность (ударить, толкнуть, пнуть, кинуть какой-либо предмет и т.д.) нежели у девочек. Но вербальная агрессивность (ругаться обидными и нецензурными словами) присуща как мальчикам, так и девочкам этих классов. Таким образом, можно отметить, что проблема коррекции агрессивного поведения у школьников данного класса стоит достаточно остро.

Обе группы имеют проблемы с обучением – средний балл 3,6 и 3,8 в первой и второй ИГ соответственно, в первой ИГ 2 подростка имеют статус неуспевающих.

Классным руководителем первой ИГ является учитель русского языка, второй ИГ учитель математики, которые руководят классами с момента их формирования. Стиль взаимодействия классного руководителя первой ИГ можно охарактеризовать как демократический. Во второй ИГ он авторитарный. В обеих группах нет доверительных отношений между учениками и учителями. Классные руководители на сложившуюся ситуацию повлиять не могут.

Для большинства учеников учебная деятельность не является определяющей на данном этапе их жизни, к будущему относятся поверхностно.

Для уточнения полученной информации мы использовали методики высокой формализации: 1) методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), 2) методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А. Дарки, предназначена для диагностики различных видов агрессии, 3) тест «Виды агрессивности» (опросник Л.Г. Почебут), 4) методика диагностики межличностных отношений (тест Т.Лири), 5) тест тактики поведения в конфликтной ситуации (методика Кеннета Томаса).

Просмотров работы: 18