Самостоятельная работа курсантов как одна из форм организации учебной деятельности в институте МВД России. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Самостоятельная работа курсантов как одна из форм организации учебной деятельности в институте МВД России.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время на кафедре иностранных языков уделяется повышенное внимание самостоятельной работе курсантов в процессе приобретения ими знаний, а, следовательно, и поискам разумных путей организации и совершенствования данной работы.

Институт МВД России нуждается в специалистах, готовых и способных работать самостоятельно, творчески, активно. Для подготовки таких специалистов необходима определенная организация учебного процесса, при которой в ходе самостоятельной работы курсанты будут способны владеть учебным материалом, а также развиваться профессионально и интеллектуально.

Н.М. Смирнова утверждает, что «самостоятельная работа представляет собой любую организованную преподавателем активную деятельность курсантов, направленную на выполнение определенной учебной цели за специально отведенное для этого время» [4, с. 52]. Самостоятельная работа включает в себя формирование и развитие умений и навыков определенного вида речевой деятельности, добывание знаний, их осмысление, закрепление, систематизацию.

В процессе обучения от курсантов ожидается сознательное усвоение знаний, овладение предложенными навыками и методами приобретения и их творческого применения на практике. Предполагается, что процесс приобретения знаний путем их самостоятельного добывания обеспечивает глобальный рывок в умственном развитии курсантов [2]. Преподаватель призван систематически изучать интересы курсантов, усвоение ими ранее изученного материала, помогать им разбираться в структуре и логике своего предмета, кроме того, научить способам самостоятельного выполнения различных заданий, решения познавательных задач для того, чтобы продуктивно организовать творческую работу курсантов. Таким образом, основная задача учителя заключается в обеспечении знаниями обучающихся. Преподаватель обязан уметь постепенно подводить курсантов к решению более сложных заданий.

Возникает предположение, что если обучающиеся будут работать самостоятельно, то функции преподавателя уходят на второй план. Однако, это ложное предположение, так как в ходе организации самостоятельной работы роль преподавателя только возрастает. Следовательно, чем более качественная и всеобъемлющая работа преподавателя, тем более тщательная и успешная самостоятельная работа курсантов.

Эффективность самостоятельной работы курсантов невозможна без учета сложности, специфики и цели конкретной учебной дисциплины, изучаемой в институте МВД. При обучении иностранному языку на первое место выходит следующая цель – формирование коммуникативной компетенции, т. Е. обучение общению на иностранном языке, для которого требуется владение определенными фонетическими, лексическими и грамматическими знаниями. Важно также отметить, что формирование речевых навыков и умений является достаточно сложным и поэтапным процессом [3].

К сожалению, не все курсанты, обучающиеся в институте МВД, владеют умениями и навыками коммуникации на иностранном языке в достаточной мере. Одной из причин данного явления может быть отсутствие у курсантов необходимых навыков самостоятельной работы.

Изучение данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что ведущая роль в формировании и развитии навыков самостоятельной работы курсантов и овладения речевыми умениями в целом, принадлежит преподавателю иностранного языка. В ходе рассмотрения предложенной проблемы был определен ряд задач, которые должны быть решены преподавателем в ходе обучения курсантов в институте:

определение и классификация возможной деятельности курсантов с учебном материалом;

организация приемлемого количества повторений данных действий;

подразделение видов учебных действий на те, которые требуют совместного выполнения во время учебного занятия и те, которые могут быть предложены в качестве самостоятельной работы;

организация определенной последовательности выполнения предложенных видов деятельности;

определение роли и места различных видов наглядности.

Необходимо заметить, что на начальном этапе организацию самостоятельной работы необходимо осуществлять на занятиях, под контролем преподавателя. В начале обучения важно объяснить курсантам необходимость соблюдения определенной последовательности отработки материала в ходе самостоятельной работы. После усвоения обучающимися элементарными приемами и навыками самостоятельной работы следует приступать к формированию более сложных. Наибольшее внимание при этом должно уделяться формированию активного словарного запаса. Пополнение словарного запаса в свою очередь ведет к овладению курсантами основными средствами словообразования. Кроме того определенные методические приемы и формы работы призваны обеспечить более свободное владение языком в практических целях.

Для формирования вышеперечисленных навыков курсантов следует обучать следующим видам самостоятельной работы:

поиск по двуязычному словарю значений слов;

извлечение основной информации из текста и ее интерпретации;

сообщение полученной информации однокурсникам.

Подводя итог обсуждаемой проблеме, можно сказать, что работа по формированию и развитию навыков творческой самостоятельной деятельности должна быть направлена на овладение ими иностранным языком.

В заключении необходимо отметить, что проблема организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку является актуальной и глубокой в наши дни. Решение данной проблемы возможно при приложении усилий преподавательского состава и руководства кафедры.

Литература

Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 2004. – 226 c.

Нильсон О.А. Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе / О.А. Нильсон. – Таллин: Валгус, 1986. – 157 с.

Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. – Иркутск, 1992. – 227 с.

Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся / Н.М. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 205 с.

Просмотров работы: 23