КАССОВЫЙ ПРОВАЛ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КАССОВЫЙ ПРОВАЛ И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отслеживание кассовых сборов имеет ключевое значение для современного коммерческого кинематографа, отображая экономическую успешность той или иной киноленты. Наиболее часто отслеживаются кассовые сборы за первые выходные дни показа фильма. Уровень дохода от фильма за первые выходные позволяет судить о том, насколько фильм успешен, планировать продолжительность дальнейшего проката. Также ведётся отслеживание общих сборов за время всего показа, сборов в Европе и в отдельных странах, в частности, в США.

Помимо профессиональной и технической составляющих, качества сценария огромное значение для последующих сборов имеют такие факторы, как бюджет самого фильма и реклама фильма в мире. Имена режиссёра, участвующих звёзд и самой киностудии, а также другие факторы, прямо или косвенно способствующие привлечению зрителей в кинотеатры.

Несмотря на то, что при производстве фильма всё это может быть сделано безупречно, огромное влияние на потенциальные сборы имеет множество сторонних факторов, например, политическое устройство страны, которая может запретить прокат по идеологическим причинам. Имеет также значение возрастное ограничение фильма; огромное значение имеют религиозные нормы общества (особенно в странах, где они имеют силу закона), а также другие причины.

Интересным нюансом при учёте сборов на детские фильмы является тот фактор, что родители, сопровождающие самых маленьких зрителей, помимо детского билета вынуждены покупать билет и на себя не из-за интереса к самому фильму, а исключительно из-за возраста ребенка, а дети чуть постарше могут сходить ещё один или даже несколько раз просто «за компанию», потому что класс решил сходить, и прочее.

Но ведь не каждый фильм проката успешен, большая часть имеет коммерческий неуспех, прямой убыток или отсутствие ожидаемых экономических результатов от финансовых вложений в какой-либо творческий проект. Как же называется такое явление? Кассовый провал – страх любого деятеля искусства.

Повышение в большинстве стран уровня коммерциализации искусства делает понятие кассового провала актуальным для театра, шоу-бизнеса, издательского дела и особенно кинематографа. Кассовый провал связан с художественными достоинствами произведения и популярностью у зрителя (читателя), но не напрямую зависит от этих факторов. Следует отличать фактический кассовый провал от заявленной убыточности проекта по данным бухгалтерского и налогового учёта компании, которая финансирует проект.

Неверно судить о финансовом успехе фильма только по показателю суммарной выручки (в англоязычных источниках именуется gross revenue), поступившей в кассы кинопрокатных организаций: сетей, реже отдельных кинотеатров. Последние оставляют часть этой выручки в качестве своего дохода. Размер этой доли в каждом случае регулируется отдельными контрактами и носит конфиденциальный характер. Можно говорить лишь о существующих на каждый период времени тенденциях распределения выручки между производителями (в ряде случаев — дистрибьюторами) фильмов и прокатчиками. В настоящее время эта тенденция такова: 45 – 50% выручки в первые 2 – 3 недели после премьеры остаётся у кинопрокатных компаний; доля увеличивается при продлении сроков демонстрации картины и к 6 – 8 неделе может достигать 90%. Эксперты РИА Новости оценивают долю прокатных организаций РФ в валовой выручке на уровне 50 – 55%.

Большое влияние на коммерческий результат кинематографических проектов оказывает последующая, пост-прокатная реализация или сдача в прокат копий фильмов на различных носителях: VHS, DVD, Blu-ray Disc и так далее. В информационных источниках IMDb и Box Office Mojo эта выручка отражается отдельно и может оказывать существенное влияние на финансовые результаты. Как и в случае проката, эта сумма уменьшается на долю в выручке торговых организаций. 

В России нет закона, обязывающего публично объявлять о кассовых сборах фильмов. Поэтому статистику экономической успешности российских фильмов можно отслеживать в настоящее время только по данным СМИ.

Кассовые провалы, как и в большинстве стран мира, связаны с недостатками картин, но не тождественны им. В значительной степени список кассовых провалов совпадает со списком самых дорогих российских фильмов: высокобюджетным картинам требуется собрать в прокате намного больше, чтобы окупиться. Поэтому, даже став лидером кинопроката в своё время, фильм может оказаться в итоге кассовым провалом. Например, «Обитаемый остров» входит в число 10 самых кассовых российских фильмов за всю историю. Тем не менее, его бюджет был настолько велик, что превысил его кассовые сборы, сделав фильм убыточным.

После установленных антироссийских санкций имели большой успех такие картины, как «Лёд», «Движение вверх» и «Тренер», а военный фильм Кима Дружинина «Танки», напротив, потерпел кассовый провал. Данный пример только подтверждает тенденцию: военные фильмы сейчас менее интересны молодым зрителям, чем были интересны людям того же возраста в середине прошлого века, когда советские картины о Великой Отечественной войне собирали рекордную кассу в стране и побеждали на западных престижных фестивалях. Но их продолжают снимать по инерции много. Всплеск госзаказа на картины о Великой Отечественной войне наша киноиндустрия пережила три года назад, когда отмечалась 70-я годовщина Победы. Кажется, этой теме нужно дать «отдохнуть», пока режиссёры и сценаристы не найдут способ говорить о войне с нынешним поколением зрителей, как это удалось, судя по сборам, пять лет назад Фёдору Бондарчуку в «Сталинграде».

Просмотров работы: 42