Изменение мотивов изучения иностранного языка в техническом вузе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изменение мотивов изучения иностранного языка в техническом вузе

Алексеева Д.А. 1, Ситдикова В.М. 1, Костоусова Э.Т. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире в эпоху глобализации всё острее встаёт вопрос о мобильности молодёжи. Учащиеся всё больше мотивированы к изучению иностранного языка. Обмен знаниями и навыками важен не только в своей языковой среде, но и за её пределами. Студенты технических специальностей всё больше стремятся к инновационной, творческой и преобразовательной деятельности. Создание нового и чего-то уникального невозможно без способов обмена знаниями. И этот обмен знаниями важен не только внутри университета, но и за его пределами. И что особенно важно за пределами страны, поэтому важность изучения иностранного языка не вызывает сомнения для современных студентов.

Успех в изучении иностранного языка напрямую зависит от мотивов, лежащих в основе обучения. Мотивация связана с потребностями личности. И. А. Зимняя утверждает, что мотивация «понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека» [1].

Мотивация делится на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация по утверждению Е. П. Ильина и И. А. Зимней - это удовлетворение потребности в улучшении результатов деятельности [1].

И. А. Зимняя указывает на системный характер учебной мотивации, «она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью» [1]. «Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности» [1].

Таким образом, внешнюю мотивацию изучения иностранного языка можно связать с хорошей оценкой в диплом, престижностью и возможностью получения высокооплачиваемой работы, а внутреннюю мотивацию – с саморазвитием. Как утверждает Роберт Фрэнкин цели, которые выдвигает сам человек, обладают большей мотивационной силой, чем цели, поставленные другими людьми [3].

При анализе мотивации учебной деятельности определяются доминирующие мотивы. В нее входят «потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес» [1].

Целью данного исследования является изучение мотивов, лежащих в основе интереса к иностранному языку у студентов технического вуза. Для этой цели было проведено он-лайн анкетирование студентов второго курса лесотехнического университета. Чтобы определить динамику изменения мотивов, были сопоставлены результаты анкетирования 2016 [2] и 2018 годов.

В анкете 2018 года приняли участие 53 студента второго курса Уральского государственного лесотехнического университета. В результате анализа анкет выяснились следующие данные:

1) сохранение интереса со школы – 17 чел. (32 %);

2) увеличение интереса в вузе – 24 чел. (45 %);

3) уменьшение интереса в вузе – 12 чел. (23 %).

Таким образом, респонденты отмечают уменьшение интереса к изучению иностранного языка.

Мотивы, лежащие в основе интереса к иностранному языку, разделены на две группы:

А) «перспектива» (13 чел.):

- продолжение образования (4 чел.);

– желание путешествовать (3 чел.);

– переезд заграницу (3 чел.);

– получение престижной работы (2 чел.);

– написание научных статей (1 чел.);

Б) «текущее положение дел» (28 чел.):

– важность иностранного языка (7 чел.);

– возможность общения с иностранцами (5 чел.);

– развитие (5 чел.);

– новизна информации (3 чел.);

– желание владеть английским языком в совершенстве (3 чел.).

– увлечение компьютерными играми (2 чел.);

– легкость обучения (1 чел.);

– понимание песен на английском языке (1 чел.);

В результате анализа ответов респондентов выяснилось, что 12 студентов (23 %) отмечают снижение интереса к английскому языку ввиду лени (6 чел.), нехватки времени (5 чел.), отсутствия способностей (1 чел.). Внешняя мотивация отмечена у 12 студентов (23 %), внутренняя мотивация – у 24 студентов (45 %).

Сравнивая результаты анкетирования студентов в 2016 и 2018 году, можно отметить следующую динамику мотивов:

уменьшение интереса к изучению английского языка:

студенты 2016 года – 8%,

студенты 2018 года – 23%;

изменение ведущих мотивов изучения иностранного языка:

студенты 2016 года - желание путешествовать,

студенты 2018 года - продолжение образования;

Следует отметить, что мотив важности иностранного языка не изменился у студентов 2016 и 2018 годов, он остался доминирующим. Мотив получения новой информации уже не так важен для студентов 2018 года, он уступил место мотиву общения с иностранцами.

увеличилось количество студентов, отмечающих лень в качестве основного демотиватора в изучении иностранного языка:

студенты 2016 года – 1%,

студенты 2018 года – 11%.

Таким образом, несмотря на снижение интереса к изучению иностранного языка, 77% студентов отмечают сохранение и увеличение интереса к изучению иностранного языка в техническом вузе. Выбор продолжения образования в качестве ведущего мотива изучения иностранного языка показывает заинтересованность современных студентов во владении иностранным языком для продолжения учебы.

Библиографический список

Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

Костоусова Э.Т. Мотивы изучения иностранного языка в техническом вузе как залог создания полиязычной среды // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды. Екатеринбург, 2016. – С. 29 – 34.

Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 651 с.

Просмотров работы: 5