Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего, выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.
Причинами, повлекшими к появлению вышеперечисленных проблем, являются:
1. Возрастные особенности младших школьников – недостаточно сформировано умение абстрактно мыслить, анализировать и быстро обобщать учебный материал.
2. Разноуровневый по подготовке состав учащихся в классе.
3. Низкая мотивация к обучению.
4. Отсутствие ситуации успеха для обучающихся в школе и дома.
М.А. Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приемами. «Приобрести вычислительные навыки — для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро». Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций.
Общеизвестно, что теоретической основой вычислительных приемов служат определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них. Имея это в виду и принимая во внимание методический аспект, можно выделить группы приемов в соответствии с их общей теоретической основой, предусмотренной действующей программой по математике для начальных классов, что даст возможность использовать общие подходы в методике формирования соответствующих навыков.
Классификация вычислительных приёмов по общности теоретической основы.
Группы вычислений |
Устные |
Письменные приёмы |
||
Теоретическая основа |
табличные |
внетабличные |
||
Конкретный смысл арифметических действий |
а х 2, 3, 4; 18 : 6, 2х3 и т. д. |
|||
Законы и свойства арифметических действий |
а+5,6,7, 8, 9 |
54 х 2, 54 х 20, 27 х 3. 14 х 4. 81 : 3, 120 : 45 |
49 + 23, 18 х 40 и т. д. |
|
Связи между компонентами и результатами арифметических действий |
а-5, 6, 7, 8, 9 9 -7 |
60 : 3, 54 : 18 |
Письменные приёмы умножения и деления |
|
Изменение результатов арифметических действий |
46 +19; 25 х 5; 300 : 5 и т. д. |
512 - 298 |
||
Вопросы нумерации чисел |
а х 1 |
10 + 6; 16 - 10; 1200 : 100; 40 х 20 и т. д. |
Письменные приёмы деления и умножения |
|
Правила |
а х 0 |
а х 1; а : 1; а х 0; а : 0; 0 : а |
Это — реальная предпосылка овладения учащимися осознанными вычислительными навыками. Общность подходов к раскрытию вычислительных приемов каждой группы — есть залог овладения учащимися обобщенными вычислительными навыками.
Все вычислительные приёмы строятся на той или иной теоретической основе, причём в каждом случае учащийся осознаёт сам факт использования соответствующих теоретических положений, лежащих в основе вычислительных приёмов. В качестве сформированности полноценного вычислительного навыка можно выделить следующие критерии: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность.
В ходе формирования вычислительных навыков выделяют следующие этапы:
1. Подготовка к введению нового приёма.
2. Создание проблемной ситуации.
В ходе наблюдения учащиеся выделяют выражения, результат которых они уже могут найти, используя изученные вычислительные приёмы. А затем выдвигают свои способы нахождения значений оставшихся выражений.
3. Ознакомление с вычислительным приёмом.
На этом этапе ученики усваивают суть приёма: какие операции надо выполнять, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
4. Формулировка вычислительного приёма.
Это – последовательность действий, мы назовём её алгоритмом.
5. Закрепление знаний приёма и выработка вычислительного навыка.
На этом этапе ученики должны твердо усвоить систему операций, составляющие приём, и быстро выполнить эти операции; то есть овладеть вычислительным навыком.
В процессе работы здесь важно предусмотреть этапы в становлении у учащихся вычислительных навыков:
На первом этапе закрепляется знание приема: учащиеся самостоятельно выполняют все операции, составляющие прием, комментируя выполнение каждой из них вслух и одновременно производя развернутую запись.
На втором этапе происходит частичное свертывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют операции и обосновывают выбор, порядок их выполнения, вслух же они проговаривают выполнение основных операций, т.е. промежуточных вычислений. Надо учить детей выделять основные операции в каждом вычислительном приёме. Развёрнутая запись не выполняется. Сначала проговаривание ведётся под руководством учителя, а затем самостоятельно. Проговаривание вслух помогает выделить основные операции, а выполнение про себя вспомогательных операций способствует их свёртыванию.
На третьем этапе происходит полное свертывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют и выполняют все операции, т.е. здесь происходит свёртывание и основных операций. Учитель предлагает детям выполнять про себя и промежуточные вычисления, а называть или записывать только окончательный результат.
На четвёртом этапе наступает предельное свёртывание выполнения операций. Учащиеся выполняют все операции в свёрнутом плане, предельно быстро, т.е. они овладевают вычислительными навыками.
Это достигается в результате выполнения достаточного числа тренировочных упражнений.
На всех этапах формирования вычислительного навыка решающую роль играют задания на применение вычислительных приёмов, причём содержание заданий должно подчиняться целям, которые ставятся на соответствующем этапе. Важно, чтобы было достаточное число заданий, чтобы они были разнообразными как по форме, так и по числовым данным.
Надо иметь в виду, что свёртывание выполнение операций не у всех учащихся происходит одновременно, поэтому важно время от времени возвращаться к полному объяснению и развёрнутой записи приёма.
Правильное выделение этапов позволит учителю управлять процессом усвоения учащимися вычислительного приёма, постепенного свёртывания выполнения операций, образования вычислительных навыков.
Главная задача учителя – построить работу так, чтобы дети хотели выполнять необходимые вычисления и получали от этого удовольствие. Формирование вычислительных умений и навыков - это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
Список литературы
1. Ильина, О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». – 2006.
2. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., 14. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. — М., 2001. — 20 с.
3. Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – В.: Панорама, 2006. с.176.
4. Моро, М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика класс. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2009 – 96 с: ил.
5.Федотова, Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №35. - С. 3-7.