Многие психологи отмечают, что творческие способности есть у каждого ребенка и заложены ещё с рождения, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая может проявиться и осуществиться в какой-то определенной деятельности с наличием специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности.
Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. А игровые действия позволяют осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, премудростей школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний, ведь именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления, развиваются творческие способности. На занятия могут прийти такие сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница – Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии. Но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев.
На начальных этапах основными являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Особенности проведения игр:
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
Каждый ученик имеет возможность проявить себя на уроке в зависимости от желания и способностей обучаться, поскольку все они взаимодействованы в различных формах реализации учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, групповой, интерактивной, игровой, поисковой, художественной и коммуникативной и т.д.
Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление. На уроках можно использовать два вида таких игр: игровая ситуация, когда учеников увлекает форма задания, и математическая игра, когда учащихся увлекает содержание задания. Можно сочетать эти два вида.
В процессе игры школьники, увлекшись процессом, не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию, творческое мышление. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.
В труде, учебе, игре и любой творческой деятельности человеку нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, все то, что народ метко определяет словом «смекалка». Смекалку можно развивать систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач.
Три карася тяжелее 5 окуней. Что тяжелее: 4 карася или 5 окуней? (Караси тяжелее).
По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы)
Волк, коза и капуста
Крестьянину надо перевести через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин? (Крестьянин, перевезший козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Вслед затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно).
Дележ
Разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по ялокц и одно яблоко осталось в корзине. (Один человек берет яблоко вместе с корзиной).
Сколько кошек?
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Скольке же всего кошек?( Иной, пожалуй, начнет вычислять так: 4 кошки в углах, по 3 кошки против каждой — что еще 12 кошек, да на хвосте каждой кошки по кошке, значит, еще 16 кошек. Всего, значит, 32 кошки. Пожалуй, по-своему, он будет и прав... Но еще более прав будет тот, кто сразу сообразит, что в комнате находится всего-навсего четыре кошки. Ни более, ни менее).
Сто
Приложить к четырем спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто. (Четыре списки положены в ряд вертикально. Прибавляя к ним ещё пять, полоенных поперечно, образуем слово СТО).
Игра «Да. Нет»
На доске даны примеры: 4х6, 8х3, 4х5, 7х3, 9х4, 5х6. Показываю карточки с числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят "Да", затем произносят пример 4х6=24. если число не является ответом, говорят "Нет".
«Живая математика»
У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3х2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа.
Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока.
«Не скажу»
Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.
Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.
Задания творческого характера можно включать в каждое занятие групп разного направления и возраста. Если задание предлагается в простом варианте, то в дальнейшем оно усложняется. Эти задания можно использовать как на дополнительных занятиях, математических кружках, факультативах, так и включать в ход урока. Это может быть этап актуализации знаний, закрепления. Также можно включить материал в дидактическую игру.
Такие задания следует включать в проверочные работы. Тогда они могут оцениваться в дополнительный балл, который будет складываться с баллами остальных традиционных заданий.
Список литературы:
Бекоева М. И. Основные направления развития творческих способностей // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №1 (18). 75-78 с.
Бекоева М. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики // Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (75), 2017 г. 203-206 с.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 512 с
Гиза Т. О развитии способностей учащихся // Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2003, № 47, 1-2 с.
Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. Занимательные загадки, игры, фокусы, парадоксы //Москва: Омега, 1996. – 8-11 с.