В современном спорте предъявляются высокие требования не только к физической подготовке спортсменов, но и к мобильности мышления и поведения, которые оказывают влияние на достижение высоких результатов и успешность спортсмена. В связи с этим возникает необходимость изучения самоэффективности, как важного элемента, определяющего повышение качественной работы спортсмена, его достижения, способность оценивать себя и свои результаты, а так же, как следствие, конкурентоспособность.
Цель: Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу формирования самоэффективности у юных спортсменов на начальном этапе подготовки.
Самоэффективность - это убеждение человека в способности успешно действовать в той или иной ситуации, вера в успех этих действий, которая сопровождается выбором более сложных задач, постановкой трудных целей и проявлением упорства в их достижении.
Согласно зарубежным исследователям оценка эффективности собственной деятельности начинает складывается с 9 лет (М. Селигман, С. Майер). В связи с этим именно с данного возраста возникает необходимость создания таких условий, которые обеспечат развитие и стимулирование самоэффективности у юных спортсменов.
Теоретические основы самоэффективности впервые были заложены А. Бандурой [3]. Данный автор считает, что существует 4 основных источника информации, которые способствуют убеждениям в отношении самоэффективности человека: прошлый опыт достижений, моделирование (наблюдение за другими), убеждение, физиологическое и эмоциональное состояние.
Подходы к проблеме самоэффетивности рассмотрены в работах следующих авторов: Булынко Н. предлагает внедрение программы по повышению самоэффективности в спорте, которая включает: создание модели тренировочной и соревновательной деятельности, вербальные убеждения и др. [1]; Мамедова Ю. выявила взаимосвязь самоэффективности с некоторыми личностными факторами (например, уровень нормативности поведения) [2]; Келлман М., Эберспедер Х. «Методики оптимизации самоэффективности в спорте»: прогнозирование тренировки, открытый прогноз тренировки, тренировка оригинальности, прогнозирование тренировки и тренировка оригинальности с временной задержкой [5]; Джолли Д., Маккриди К. И др. семинар «Мое будущее сегодня» (МБС) для футболистов профессиональных лиг: построение столешницы, выявление сильных сторон личности успешных спортсменов, разработка колеса профиля и т.д.[4] и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе спортивного клуба «Стимул» г. Михайловск, Свердловская обл. В исследовании приняли участие юные спортсмены-легкоатлеты 9-11 лет, 9 человек.
Методы исследования: шкала отношения к предстоящему соревнованию Ханина, анкетирование, мотивационная лестница Маккинси, педагогическое наблюдение и беседа.
Результаты исследования:
- самооценка юных спортсменов улучшилась по всем параметрам, значит, учитывая положительное влияние роста самооценки на самоэффективность, можно заключить о повышении последней;
- юные легкоатлеты научились выделять характеристики, которые наиболее важны в избранном виде спорта, а так же соотносить их с теми, которые наиболее выражены у них, это также сказалось на увеличении их самоэффективности;
- мотивация исследуемых в большей степени направлена на достижение успеха, дети уверены в своих силах, не боятся сталкиваться с трудностями, это положительно отразилось на повышении самоэффективности;
- после применения программы самоэффективности юные легкоатлеты научились понимать, что их результаты зависят от них самих, т. е. прежде всего от того, как они работают на тренировке, а также от самостоятельных занятий.
Выводы: Разработана и апробирована программа по повышению самоэффективности юных спортсменов-легкоатлетов. Применение данной программы является целесообразным, т.к. в результате ее применения у детей формируется ответственность за результаты своей деятельности, повышается уверенность в своих силах, мотивация, самооценка, а, следовательно, и самоэффективность. Разработаны практические рекомендации для тренеров и родителей для повышения самоэффективности юных спортсменов.
Для развития самоэффективности юных спортсменов необходимо:
• создавать условия для переживания собственных успехов в тренировочной и соревновательной деятельности;
• использовать словесное убеждение, предполагающее эмоциональную поддержку, веру в их способности, одобрение и позитивное оценивание;
• содействовать приобретению опыта посредством наблюдения за другими людьми успешными в подобной деятельности;
• поддерживать позитивное психологическое, эмоциональное состояние на тренировке и соревнованиях;
• активно использовать методики саморегуляции поведенческих и эмоциональных проявлений;
• осуществлять организованную взаимопомощь и взаимоподдержку в условиях совместной деятельности.
Библиографический список
Булынко Н. А. Программа развития самоэффективности личности спортсмена / Н. А. Булынко // Рудиковские чтения: материалы IX международ. научно-практич. конф. психологов физической культуры и спорта. Москва, 2013. С. 335 - 339.
Мамедова Ю. Э. Особенности взаимосвязи личностных факторов и самоэффективности спортсменов / Ю. Э. Мамедова // Журнал Олимп: Физическая культура, спорт, туризм. 2014. № 1 (1). С. 9 – 12.
Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change Psychological Review, 1977, vol. 84, pp. 191-215.
Jolley, D., McCready C., Brady A. and others Reflecting on positive psychology in professional football academies : Positive psychology in sport and physical activity. London. : Routledge, 2018, pp. 157 – 169.
Kellmann M., Eberspacher H. Contemporary issues of psychological skill training: techniques to optimize self-efficacy in sports : Sportpsychologie. Rienbek. : Rowohlt, 1995, pp. 126- 129.