Современные тенденции в рассмотрении эмпатии - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Современные тенденции в рассмотрении эмпатии

Легкая У.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение феномена «Эмпатия» в реалиях современного мира проводится в следующих социальных контекстах: во-первых, многие исследователи связывают эмпатию и работу типа «человек-человек» в том отношении, что первая помогает наладить социальное взаимодействие и позволяет успешнее налаживать социальный контакт, что, в конечном счете, влияет на эффективность работника [1, c. 83]. В этом же контексте можно рассмотреть и анализ работы помогающих специалистов, через призму теорий эмпатии и смежных с ними понятий. Так рассматривая арт-терапевтические техники Романова Е.А. [2, с. 219], замечает что реализация инструкций таких техник происходит через двойную идентификацию (Я как Другого и Другого как Я), что было бы невозможно без наличия у человека идентификации, рассматриваемой некоторыми авторами как один из механизмов эмпатии [3, с. 117]. Вторым контекстом изучения данного явления являются процессы социализации и развития детей и подростков, как в разной так и в идентичной социальной среде, интерес к этой области связан с такими тенденциями как снижение адаптационных способностей новых поколений [3, с. 117] и повышение интереса к способам развития этих способностей, одной из которых признают эмпатию, в виде идентификации с другими людьми [3, с. 117]. Третей областью, которой интересуются исследователи данного феномена, можно признать область психопатологии и нейропсихологии [4, с. 981], с одной стороны актуальность этих исследований связанна с необходимостью уточнений нейропсихологических взаимосвязей для составления более точных коррекционных программ для людей с дефицитом эмпатии; а с другой – важностью установления причинно-следственных связей для лучшего понимания механизмов ее работы [5, с. 62].

Рассмотрев основные тенденции в изучении эмпатии, можно предположить, что ее рассмотрение происходит в нескольких ипостасях, а именно как свойства личности, как механизма социализации и как способа познания мира. Эти три варианта рассмотрения эмпатии происходят в связи с двояким пониманием эмпатии с одной стороны как свойства психики, а с другой как ее процесса [6, с. 87].

В психологии традиционно существует два подхода к рассмотрению понятия «Эмпатия»: первый исходит из того, что эмпатия принадлежит к категории познания, то есть она является способом узнать окружающий мир в особенности человеческий. В представлении второго подхода эмпатия относится к категории отношений и определяется через призму переживания по поводу другого существа (в частности человека) [7, с. 14]. Современные авторы, проводя эмпирические исследования, чаще всего в качестве определения используют интеграцию данных подходов, либо первый взгляд на данное понятие. Одним из определений второй группы является определение эмпатии как нейрофизиологически вызванного процесса в среде человек-социум, в ходе которого индивид на основе опыта, воспринимает и осознает психическое состояние другого, сохраняя при этом психическую дистанцию [8, с. 135]. Однако в работах отечественных авторов все чаще встречается интегративный подход к пониманию различных феноменов. Примером последней тенденции можно считать следующее понимание эмпатии: как психологического феномена, характеризующегося эмоциональной отзывчивостью на переживания другого человека, который способствует пониманию смысловых и эмоциональных оттенков внутреннего мира другого, содействует взаимопониманию и оптимизации межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным [9, с. 156].

В соответствии с вышеописанными подходами не трудно выделить два типа измерения эмпатии – когнитивное, и часто измеряемое как «принятие чужой точки зрения» и эмоциональное, измеряемое как «эмоциональное заражение» или «сопереживание» другому [4, с. 982]. В большинстве работ представленные измерения рассматриваются и как компоненты эмпатии. Ряд авторов выделяет также поведенческий компонент, измерение которого производится сравнительно реже, чем представленных до этого компонентов[6, с. 88]. Возможно это связанно с технической сложностью его измерения с помощью тестовых или опросных форм с одной стороны и необходимостью больших временных затрат на проведение наблюдения с другой стороны.

Таким образом, эмпатия исследуется в связи с важностью общения в различных социальных и жизненных контекстах и понимается как сложный процесс/свойство, рассматриваемый/ое с одной стороны как категория познания, а с другой как категория отношения. И включающий в себя следующие компоненты: 1) когнитивный, представленный в виде процесса понимания состояния другого человека, 2) эмоциональный, проявляющийся в таких процессах как сочувствие и сопереживание, 3) поведенческий, выражающийся в поступках направленных на осуществление помощи либо поддержки другого человека. Эти же компоненты рассматриваются в качестве измерений данного феномена.

Список литературы

1 Хакимова Е.К., Валеева Р.А. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-психолога //
Современные проблемы науки и образования – 2014. – 1. – С.81-90.

2 Романова Е.А. Отношение Я как Другой в контексте методологии проективной психологии // Advances of science. Proceedings of articles the international scientific conference. – Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2016. – P. 215-221.

3 Троицкая Е.А. Взаимосвязь эмпатии и рефлексии у учащихся подросткового и юношеского возраста // Вестник московского государственного лингвистического университета. Образованиеипедагогическиенауки. – 2016. – №747. – С. 116–125.

4 Argye E.H. Inability to empathize: brain lesions that disrupt sharing and understanding another’s emotions. // Brain. – 2014. – V. 137. № 4. – P. 981–997.

5 Ермоловой М.Ю. Что такое эмпатия: когнитивные теории и модели \\ Современная зарубежная психология. –2016. –T.5. – № 4. – C. 59-66.

6 Долгова В.И., Мельник Е. В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 86–90.

7 Карягина Т.Д. Эволюция понятия эмпатии в психологии: автореферат дис. … канд. психол. наук: / Т.Д. Карягина. – М., 2013. – 35 с.

8 Болотов А.В. Интегральное определение эмпатии // сборник материалов научно-практической конференции Профессионализм и творчество. – 2018. – С. 129-137.

9 Максимова Е.Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте // Вестник РГГУ. Серия: психология. Педагогика. Образование. – 2017. – №3. – С. 148–166.

Просмотров работы: 60