Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных заданий. Ситуацию можно исправить: практика показывает, что применение на уроках математики необычных заданий не только снижает утомляемость, развивает творческие способности детей, но и мотивирует их на обучение. Это не значит, что изучение математики должно стать бесконечной чередой игр и забав. Но каждый учитель может, используя фактор занимательности, приобщить детей к творческому поиску, вовлечь их в активное сотрудничество, пробудить любознательность.           

Существующие проблемы и учебники по математике представляют большие возможности для развития мышления учащихся. Однако если логические действия учащихся при современном обучении развиваются достаточно активно, то развитие умственной инициативы, творческих элементов мышления значительно отстает. В современном обществе учащиеся начальной школы уверенно оперируя довольно сложными приемами и абстрактными понятиями, усвоенными с помощью учителя, нередко обнаруживают полную беспомощность в простейших ситуациях, где требуется проявить минимум умственной инициативы, сообразительности. Не случайно, поэтому за последние годы в методической печати уделяется большое внимание решению так называемых нестандартных, занимательных заданий.

     В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным. Наиболее удобно это понятие выделил М.Ю.Шуба, который предлагает под занимательностью понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют развитию мышления, созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Заслуженный учитель России М.Ю.Шуба выделяет следующие виды занимательных заданий:

Практические работы занимательного характера.

Под практической работой занимательного характера понимаем такую работу, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание. В основном выполнить эту работу надо необычным инструментом или даже вообще без инструментов.

Дидактическая игра.

В игре всегда содержится элемент неожиданности необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра выполняет на занятии (уроке) те же функции, что и занимательная задача.

Математический кроссворд

Применение кроссвордов – один из методов, помогающих запоминанию математических терминов. Человек лучше усвоит материал, который вызвал его интерес. Детям нравится разгадывать кроссворды, поэтому сложные понятия запоминаются как бы сами по себе, произвольно, в результате волевой и умственной деятельности во время поиска правильных ответов.

Интересные задачи

Занимательной считается задача, содержащая необычные элементы или в форме подачи задания, или в сюжете, или в методе решения, или в наглядном материале к задаче. Иногда необычность заданий для уроков математики заключается в неожиданном ответе или создании игровой ситуации во время ее решения.

Простые, необъемные задачи используются в начале урока или в конце занятия. Их цель – сконцентрировать внимание, создать положительный настрой в детском коллективе.

Задания, в процессе решения которых дети узнают какие-то интересные факты.

За 1 минуту через человеческий мозг протекает приблизительно 750 мл крови. Сколько крови протечет через мозг за сутки?

Глоток воды – это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?

Нестандартная запись, чертеж, схема.

«Магические» квадраты. Это квадратная таблица, построенная из чисел (выражений) таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой диагонали равны одному и тому же числу (выражению).  

Задачки на сообразительность.

Как с помощью 5 единиц и одного математического знака записать число 100? (Ответ: 111 – 11 = 100)

Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи.

Живая математика

Кто больше?

- Двое считали в течение часа всех, кто проходил мимо них на тротуаре. Один стоял у ворот дома, другой прохаживался взад и вперёд по тротуару. Кто насчитал больше прохожих?

- Идя, больше насчитаешь, ясное дело, -донеслось с другого конца стола.

- Ответ мы узнаем за ужином, - объявил председатель. – Следующий!

Муха на занавеске

На оконной занавеске с рисунком в клетку уселись 9 мух. Случайно они расположились так, что никакие две мухи не оказались в одном и том же ряду – ни прямом, ни косом.

Спустя несколько минут три мухи сменили места и переползли в соседние, незанятые клетки; остальные 6 не двигались. Но забавно: хотя три мухи перешли на другие места, все 9 снова оказались размещенными так, что никакая пара не находилась в одном прямом или косом ряду. Можете ли вы сказать, какие три мухи и куда пересели?

Из 18 спичек (Спичечная геометрия)

Из 18 спичек нетрудно сложить два четырехугольника так, чтобы один был вдвое больше другого по площади.

Но сложите из тех же спичек два таких четырехугольника, чтобы один был в три раза больше другого по площади!

Воздушный шар

Фабричная труба на рисунке заслоняет часть каната, к которому привязан воздушный шар. Но художник как будто ошибся: разве канат, расположенный справа от трубы, составляет продолжение каната слева. Исправьте рисунок.

Арифметические ребусы

Арифметические ребусы – занимательная игра американских школьников, у нас пока еще совершенно неизвестная1. Она состоит в отгадывании задуманного слова посредством решения задачи вроде той, какую мы сейчас решили в статье «Арифметика за завтраком». Загадывающий задумывает слово, состоящее из 10 неповторяющихся букв – например, «трудолюбие», «специально», «просвещать». Приняв буквы задуманного слова за цифры, загадывающий изображает посредством этих букв какой‑нибудь случай деления. Если задумано слово «просвещать», то можно взять такой пример деления:

Можно взять и другие слова для делимого и делителя – например:

Буквенное изображение того или иного случая деления вручается отгадчику, который и должен по этому бессмысленному, казалось бы, набору букв угадать задуманное слово. Как в подобных случаях следует доискиваться числового значения букв, – читатель уже знает: мы объяснили это, когда решали задачу, предложенную в предыдущей статье. При некотором терпении всегда можно успешно разгадывать эти арифметические ребусы, если только пример достаточно длинен и дает необходимый материал для догадок и испытаний. Если же выбраны слова, дающие чересчур короткий случай деления, например:

– то разгадывание очень трудно. В подобных случаях надо просить загадывающего продолжить деление до сотых или тысячных долей, т. е. получить в частном еще 2 или 3 десятичных знака. Вот пример деления до сотых долей

Рассмотрим методические особенности занимательных заданий, составленных с помощью некоторых  приемов занимательности М.Ю.Шубой.       

Логический каркас

   Очень важна первая встреча с заданием. Эту встречу можно организовать, например, в 4 класс с помощью рассказа: «Следователь, для того чтобы раскрыть преступление, сначала записывает все возможные версии. Потом вычеркивает те предположения, которые противоречат  установленным  фактом. Оставшиеся версии, какими бы невероятными они ни казались, принимаются за основу дальнейшего расследования».

   «При чем тут математика?» - спросите «Терпение! На следующее задание.

   Из двух равенств одно верное, а другое неверное.

352 * 427 = 150 308

564 * 376 = 212 064

   Узнайте устно, какое равенство верно, а какое неверно.

   Слово «устно» несколько смутит ребят и в то же время заинтересует. И в этой атмосфере учитель продолжает беседу. Вместе с учащимися он выясняет, что первое равенство неверное (т.к. цифра единиц произведения должна равняться 4, а не 8). Учитель может предложить выполнить это умножение. Далее он обращает внимание ребят на условие. В нем сказано, что одно равенство верное, а другое неверное. Т.к. первое равенство неверное, то … Ученики делают вывод: второе равенство верное.

      Нетрудно увидеть, что в данном фрагменте сконцентрировать несколько методических идеи: пропедевтика логических рассуждений, идея самоконтроля. Кроме этого, в образной форме вводится идея логического каркаса.

Зашифрованные задания

    Зашифрованные задания часто требуют рассуждений, обратные тем, к которым привыкли дети

5 * (10 + 6) =

   Чтобы восстановить это равенство, надо уловить связи между объектами, проявить некоторую сообразительность. Ученик со временем начинает понимать, что очень часто описание объектов обладает избыточной информацией, что ее можно сократить различными способами, т.е. пример можно зашифровать по – разному.

    Ценность этого подхода заключается в том, что позволяет в «пустыню однообразных упражнений» (необходимых, однако, для выработки какого – либо навыка) вкраплять зашифрованные задания, которые  повышают интерес к этой иногда однообразной, но нужной деятельности, развивают творческие способности учащихся.

      Можно сделать вывод, что систематическое включение занимательных заданий в учебные задания на уроках математики являются эффективным средством повышения интереса детей к обучению математике, развития их умственной инициативы, мыслительной деятельности, а также творческой активности. То есть отвечает требованиям современной школы. Также, решая занимательные задачи младшие школьники тренируют не только своё владение математикой, но и логическое мышление, воображение и смекалку, что поможет им в дальнейшей и во взрослой социальной жизни.Методическая ценность в том, что ученику надо глубже вникать в существо задания, выделять главные моменты, учитывая связи между компонентами и т.д.

       Еще одно достоинство занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мыслей на обратный.

    Как известно, «умение менять ход своей мысли на обратный – ценнейшее качество ума».       Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.

Список используемой литературы:

Абрашитов, Б.М. Шлихунов В.Н. Учитесь мыслить нестандартно: кн. для учащихся / Б. М. Абдрашитов, Т. М. Абдрашитов, В. Н. Шлихунов. – Москва : Просвещение, 1996. – 128 с. 

Агафонова, И.Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет / И. Н. Агафонова. – Санкт-Петербург : МиМ – Экспресс, 1996. – 96 с.

Беррондо, М. Занимательные задачи / М. Беррондо. – Москва: Мир, 1983. – 230 с.

Маслова Г.Г., Янгибаева Э. Занимательные задачи и игры с математическим содержанием в 4 - 5 классах. Москва : Просвещение, 1985. – с. 113 - 119.

Гин, С.И. Мир логики / С. И. Гин. – Москва : Вита Пресс, 2001. – 160 с.

Зак, А.З. Задачи для развития логического мышления // Начальная школа № 6, 1989. – 32 с.

Ильина, М.Н., Парамонова Л.Г. Тесты для детей / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Дельта, 1997. – 384 с.

Кордемский, Б.А., Ахадов, А.А. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов. – Москва : Просвещение, 1986. – 144 с.

Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с.

Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М. Ю. Шуба. – Москва : Просвещение, 1994. – 222 с.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 236 с. .

Просмотров работы: 267