ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ) И РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ) И РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Большакова Т.Н. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье мы рассмотрим одну из самых значимых проблем, связанных с взаимоотношениями детей и родителей в современном обществе.

Проблема отношений между родителями и детьми является одной из самых актуальных в современном обществе, так как недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения, недостаток времени и ускоренный темп современной жизни приводят к данной проблеме. Актуальность данной проблемы состоит так же и в том, что связь между родителями и детьми разрывается очень рано, так как зачастую, подросток считает себя уже достаточно взрослым и состоятельным членом общества, не нуждающимся в советах и помощи взрослых. В последнее время наблюдается значительное снижение воспитательной работы в школе, особенно в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию. В содержании воспитания слабо очерчены ценностные основы семьи, ее приоритеты в развитии личности и ее(личности) дальнейшей социализации. Не хватает методических пособий, рекомендаций, программ по семейному воспитанию, высококвалифицированных кадров. О «правильности» воспитания рассуждали еще с древности. Аристотель считал, что отношение отца к детям должно иметь облик царской власти, которая является отеческой, так же детей необходимо держать в строгости и по необходимости наказывать. А вот философ эпохи Возрождения Мишель Монтень наоборот был против любого насилия в воспитании детей. Основоположник теории свободного воспитания – Ж.-Ж.Руссо считал, что ребенок от рождения не имеет никаких плохих черт, он совершенство, а задача воспитателя – сохранить его.

Так какие же отношения между родителями и детьми являются самыми оптимальными, чтобы дети успешно прошли социализацию и стали активными членами общества?

Цель исследования: выявить оптимальные взаимоотношения между детьми (подростки) и родителями для успешной социализации.

Методы исследования: 1) теоретические: анализ специальной литературы; 2) эмпирические: наблюдение, анкетный опрос.

Вначале, рассмотрим какие стили воспитания существуют и актуальны в современном мире, а также их предположительные результаты.

Ученые различают четыре стиля воспитания:

1. Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие  - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

  2.  Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода? в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

  3.  Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

   4. Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Особое внимание хотелось бы обратить на дисгармоничные типы воспитания:

1. Гипопротекция и недостаток заботы:

а) гипопротекция характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения потребностей ребенка, граничащие с безнадзорностью. Нередко недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля родителя за поведением ребенка обусловлен его эмоциональным отвержением и приписыванием ему негативных черт личности;

б) скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель казалось бы заинтересован в ребенке, но обычно удовлетворяются лишь витальные потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, общения, подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается;

в) потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности. Родитель стремится удовлетворить любые желания ребенка; дети, как правило, избалованные, но в отличие от с гиперпротекции, лишенные родительской любви. Родитель стремится всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, проявляет холодность и отстраненность по отношению к ребенку. Родитель стремится оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

Таким образом, все варианты гипопротекции характеризуются недостатком контроля и родительского попечения, переживанием ребенком отвержения со стороны родителей.

2. Гиперпротекия и избыток заботы:

а) гиперпротекция характеризуется чрезмерной родительской заботой и завышенным уровнем протекции, основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка.

б) потворствующая гиперпротекция характеризуется тем, что ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Здесь присутствуют только поощрения, но так как они не связаны с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение.

в) доминирующая гиперпротекция .может иметь в основе как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отношение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания обуславливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребенка. Вариант доминирующей гиперпротекции достаточно распространен в нашей культуре. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.

г) компенсаторная гиперопека по сути может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей, вседозволенностью.

Гиперпротекция ограничивает развитие самостоятельности и ответственности ребенка, делая его легко уязвимым и податливым для внешнего воздействия и манипулирования, а потворствование способствует формированию гедонистических установок и направленности на неограниченное удовлетворение.

Результаты исследования. Для реализации поставленной цели в декабре 2018 года на базе психолого-педагогического факультета группы 2БП, было проведено анкетирование. Всего было опрошено 17 студентов, из них 100% - девушки. Исследование выявило, что полная семья у 65% , неполная у 35% респондентов. 47% опрошенных отметили, что семья собирается вместе редко. 53% отмечают, что собираются вместе, выполняя семейно-бытовую работу, а 59%, работая на приусадебном участке, и только 47% отметили, что они обмениваются впечатлениями о событиях, делятся информацией о личных успехах и неудачах. Не может не радовать то, что никто не ответил, что у них плохие отношения в семье(41% - очень хорошие, 59% - хорошие) и 53% считают свою семью дружным коллективом. 82% опрошенных, не отрицают того, что в их семье происходят конфликты, но уточняют, что они происходят иногда и основной проблемой возникновения конфликтов является непонимание друг друга (65%), у 41% семейные конфликты вызывают переживания. Решением же конфликта чаще всего являются примирение(53%) и обсуждение ситуации, принятие обоюдного решения(47%). Чаще всего(65%) опрошенные могут поделиться секретами и обсудить свои проблемы именно с матерью. На вопрос о том, что необходимо делать для укрепления семьи, самыми популярными ответами являлись: больше времени проводить вместе; больше интересоваться делами друг друга; слушать и слышать друг друга.

Таким образом, наше исследование показало, что внимание родителей к детям и совместное времяпровождение являются необходимым условием успешной социализации детей.

Список литературы

1. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев . – Москва : Гардарики, 2005. – 269 с.

2. Психолого-педагогические исследования в области девиантного поведения. ­– Чебоксары, Чув. гос. пед. ун-т, 2018. – 43 с.

3. Фёдоров, И.Э. Родители и дети: особенности взаимоотношений в современном обществе. https://cyberleninka.ru/article/v/roditeli-i-deti-osobennosti-vzaimootnosheniy-v-sovremennom-obschestve

Просмотров работы: 712