Потенциал развития туристического сервиса на Северном Кавказе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Потенциал развития туристического сервиса на Северном Кавказе

Пятенко К.И. 1, Панаедова Г.И. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе сфера туристических услуг занимает лидирующее положение на рынке сервисной деятельности. Это обусловлено возрастающей популярностью въездного и выездного туризма среди населения. Одной из главных задач сферы туризма является совершенствование сервиса, т.е. повышение культуры обслуживания туристов и качества предоставляемых туристических услуг на рыке, что способствует развитию и процветанию фирмы и сферы туризма в целом. С этой целью государством создаются туристические сервисные объединения или туристические кластеры на территориях субъектов государства.

Создание туристического кластера на территории Северного Кавказа предполагает максимальный учет особенностей каждого туристического объединения (туристических зон), входящих в кластер и имеет решающее значение для экономического развития региона. Северо-Кавказский федеральный округ (далее СКФО) имеет благоприятные условия для развития туризма и санаторно-курортной сферы [5].

Сильными сторонами туристического кластера на Северном Кавказе являются богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах — нетронутая, дикая природа, идеально подходящая для развития экологического туризма. Однако естественные преимущества до настоящего времени остаются не в полной мере реализованными, поскольку округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки [6].

Некоторые субъекты РФ, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов России в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией. Это в большей степени препятствует должному развитию туристического сервиса на Северном Кавказе.

Так по данным представленным Росстатом, СКФО заметно отстает от других округов Российской Федерации. Различия в уровне валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа и других федеральных округов представлено на рисунке 1 [3].

Рисунок 1 - Валовый региональный продукт на душу населения по федеральным округам за 2016 год (млн.руб.)

Используя данные представленные Росстатом о уровне безработицы в субъектах России, следует вывод о том, что Северо-Кавказский федеральный округ лидирует по уровню безработицы по отношению к другим регионам, что говорит о большом спаде в текущем экономического состоянии региона. Сравнение СКФО с другими субъектами РФ показано на рисунке 2 [3].

Рисунок 2 - Уровень безработицы в процентном соотношении по субъектам Российской Федерации за 2017 год

Исходя из данных Росстата, СКФО является регионом с низким уровнем экономического развития, что является сильным сдерживающим фактором для развития туризма и региона в целом. Для разрешения существующих проблем в нестабильности экономической и социально-политической обстановки региона Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 14.10.2010 № 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и республики Адыгея" [1].

В целях развития туристической инфраструктуры на юге России созданы и объединены в туристический кластер под управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа» (далее АО «КСК») пять туристско-рекреационных особых экономических зон на территориях всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа:

1. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Архыз» на территории Зеленчукского района Карачаево-ЧеркесскойРеспублики;

2. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ведучи» на территории Чеченской Республики;

3. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Эльбрус» на территории Кабардино- БалкарскойРеспублики;

4. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Матлас» на территории Республики Дагестан;

5. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Армхи» и «Цори» на территории РеспубликиИнгушетия [4].

За время существования туристического кластера количество резидентов достигло 28, 27 из которых относятся к особой экономической зоне «Архыз» и 1 резидент к «Ведучи». Объем уплаченных налогов – 95 млн. руб., из которых «Архыз» - 85 млн руб., «Ведучи» - 10 млн. рубЛидерами по количеству туристов в СКФО названы Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан и Кабардино-Балкарская Республика. Так, в 2018 году количество туристов на Северном Кавказе достигло 3,5 млн. человек, но иностранных туристов из них всего 55 человек. Однако желающих посетить Чечню, Ингушетию и Северной Осетию по-прежнему не много.

Для успешного развития туристической сферы на Северном Кавказе нужны дополнительные финансовые вливания, в том числе от инвесторов, большее разнообразие туристских продуктов и повышение профессионализма тех, кто предоставляет эти услуги. Потенциал СКФО на данный момент, не реализован как с точки зрения внутреннего въездного туризма, так и с точки зрения экспорта этих услуг.

Российские туристы пока все еще не рассматривают отечественные курорты в качестве приоритетного места для отдыха, но после создания туристического кластера на территории Северного Кавказа ситуация может измениться. Если курорты Северного Кавказа смогут грамотно позиционировать себя на рынке туристических услуг, они завоюют популярность не только среди россиян, но и среди иностранных туристов.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" (в редакции от 18.09.2017г.).

2. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2444-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.» (в редакции от 28.10.2014г.).

3. Федеральная служба государственной статистики РФ. Центральная база статистических данных Федеральной службы госстатистики РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi.

4. Акционерное общество «Курорты Северного Кавказа». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ncrc.ru/.

5. Панаедова Г.И., Быковская И.В. Региональные факторы развития внешнеэкономической деятельности субъектов Северного Кавказа // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2015. Т. 195. – С. 401-406.

6. Панаедова Г.И., Горлов С.М. Межрегиональные кластерные инициативы в экономике: факторы, тенденции, проблемы (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2016. – №4 (246). – С. 85-97.

7. Панаедова Г.И., Ковтун Е.Н. Управление интеграционными процессами в туристической сфере макрорегиона // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2017. – №2. – С. 75-82.

Просмотров работы: 187