Система бережливого производства в последнее время набирает популярность. Принятая изначально в компании Тайота производственная система, с каждым годом расширяется в другие сферы деятельности в том числе и не производственные. Для медицинских учреждений её открытие произошло около пяти лет назад, однако активно внедряется она только в последние три года.
Инструменты и методы системы бережливого производства могут использоваться в учреждении тремя способами:
- как самостоятельная система в соответствии со стандартами, такими как ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь», ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента», ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты»;
- как часть системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»;
- как интегрированная система, в соответствии со стандартом ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства».
В рассматриваемом нами медицинском учреждении, система бережливого производства является самостоятельной системой управления, не противоречащей другим нормативным актам [1]. Развитие системы в клиниках началось в июне 2017 года благодаря проекту «Бережливая поликлиника». Данный проект, реализуется Министерством здравоохранения Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации и государственной корпорацией «Росатом» [2]. Цель проекта улучшение качества услуг оказания медицинской помощи пациентам в амбулаторно-поликлинических условиях. Для реализации проекта в каждом регионе страны были выбраны сотрудники одного из медицинских учреждений для прохождения обучения концепции и принципам работы системы бережливого производства. Шесть сотрудников рассматриваемого нами медицинского учреждения прошли обучение и успешно защитили проект по реализации системы в одной из частей поликлиники. Улучшив процесс работы регистратуры, они приступили к преобразованиям в работе врачей и изменениям в политики работы учреждения. Результатом проекта стали не только успешные преобразования в поликлиническом отделении клиник, но и создание центра бережливым технологий в здравоохранении. В его состав входят 7 экспертов в области бережливого производства, шесть экспертов из которого проходили обучение в учебном центре одного из лучших в стране предприятий внедрившим бережливое производство во всех подразделениях государственной корпорации, а у одного из экспертов специализированное образование в области управления качеством, что дает высокий синергетический эффект в работе над проектами.
Создание центра бережливых технологий позволяет не только работать над разработкой, внедрением и поддержанием проектов в поликлиническом подразделении и отделениях клиник, но и изменять структуру и процессы управления, а также, проводить практическое и теоретическое обучение сотрудников учреждения. Кроме того, эксперты центра проводят обучение сотрудников не только своего учреждения, но и других медицинских учреждений области и близлежащих регионов, заинтересованных во внедрении системы данного типа у себя.
Одним из принципов философии бережливого производства является Кайдзен – непрерывные преобразования и вовлеченность в работу всех сотрудников учреждения от высшего руководства до работников технических служб. В противном случае могут возникать недопонимание, а в результате чего и сопротивления изменениям, что вызывает большое количество проблем и двойную работу для тех, кто заинтересован в повышении эффективности процессов работы учреждения [3].
Обучение коллектива медицинского учреждения, работе по системе бережливого производства проводится в течение недели в группах от 10 до 25 человек. В первые четыре дня проходит теоретическое обучение, в котором рассказывается история возникновения бережливого производства, основные виды потерь, методы и инструменты бережливого производства, тренинг по эффективному управлению временем. А в пятый день проводится практическое занятие на фабрике процессов. После прохождения обучения, курсантам необходимо создать и реализовать учебный проект по бережливому производству в своей работе при постоянной поддержке экспертов по бережливому производству и защитить его у высшего руководства учреждения. Если система обучения: «теория – практика – проект – реальная работа», знакома всем, то фабрики процессов являются достаточно новым способом практического освоения знаний, знакомым не многим. Для того, чтобы понять для чего необходима фабрика процессов и какой эффект она приносит учреждению, рассмотрим данный вопрос более подробно.
Фабрика процессов – тренинг в рамках обучения системе бережливого производства, созданный для погружения обучающихся в производственный процесс предприятия, в условиях, приближенных к реальным. Фабрика процессов помогает в короткий период времени, научить сотрудников выявлять и устранять потери в рабочем процессе, получить практические навыки по применению инструментов бережливого производства, изменить представление об эффективном рабочем процессе, а также способствует формированию бережливого мышления [4].
Для создания фабрики процессов в медицинском учреждении были взяты несколько процессов, например, прохождение диспансеризации, процесс оказания помощи пациентам, поступающим в рамках экстренной госпитализации и налаживание системы «5S», на рабочих местах врачей и сотрудников регистратуры. В первую очередь, экспертом пишется план проведения фабрики с указанием: цели и задач её проведения, необходимых материалов и оборудования, количества участников и их ролями, весовых коэффициентов – система штрафов и поощрений необходимых для определения эффективности работы налаженного процесса, а также этапов проведения с четко прописанными временными рамками на выполнение, обсуждение и реализацию предложенных в результате обсуждения изменений, с первоначальными условиями и ожидаемыми результатами. Рассмотрим примеры проведения фабрик в описываемом медицинском учреждении подробней.
Первым примером является фабрика по процессу прохождения диспансеризации. Для её проведения необходимо от 15 до 20 участников. Для полноты картины того, как процесс выглядит и каким он должен быть, её участники выбирают роли сотрудников учреждения или пациентов, которым необходимо пройти обследования. На первом этапе процесс играется по условиям поставленным экспертом. Они выглядят так: каждому пациенту необходимо пройти однодневную медицинскую комиссию из 7 специалистов и лабораторной диагностики за строго отведенное время. Однако, как правило из 7-12 пациентов полностью пройти данный процесс удается лишь одному иногда двоим. По завершении этапа происходит обсуждение процессов: с какими проблемами кто столкнулся, из-за чего они возникали, как они могут быть решены при использовании методов бережливого производства. Затем участникам фабрики дается время на применение принятых ими решений по преобразованиям, после чего начинается второй этап с прежней задачей. По результатам второго этапа, выполнение задачи составляет 35-57%, из чего следует повторное обсуждение и доработка. На третьем этапе, процесс приводится к идеальному состоянию и результат выполнения поставленных задач варьируется от 100% до 115%. Таким образом, обучающиеся могут понять, как работает система, какую выгоду она приносит для их работы и для учреждения в целом.
Вторым примером является фабрика процессов оказания помощи пациентам, поступающим в рамках экстренной госпитализации. Количество участников и этапы проведения фабрики такие же, как и в первом примере. Основной задачей данной фабрики является оказание помощи всем пациентам в отведенное нормативное время, в случае оказания помощи ненадлежащего качества или за время превышающее норматив, пациент считается летальным, а учреждение не рентабельным. Данная фабрика создана для отработки и апробации действий по оказанию помощи с в приемном отделении, работающем по системе бережливого производства с соблюдением предписанных законодательных нормативов. В первом этапе игры, экспертом созданы условия расположения кабинетов и порядок прохождения обследований таким образом, что требуется постоянное перемещение на разные этажи и в разные блоки здания. Целью курсантов, которую им необходимо достичь к 3му этапу, является приведение маршрутизации к последовательности, позволяющей сократить перемещения до одного блока и одного этажа при соблюдении всех предписанных медицинских, законодательных и норм системы бережливого производства (системы менеджмента качества) используя инструменты бережливого производства. Таким образом, обучающиеся на практике могут понять, как действует система не зависимо от сложности рабочего процесса, и научится выстраивать его эффективную маршрутизацию.
Фабрика процессов может служить в описываемом медицинском учреждении макетом работающей системы бережливого производства, позволяющим сотрудникам, отрабатывать свои теоретические знания, не вмешиваясь в рабочие процессы и предлагать решения, которые ранее могли быть не замечены. Так, как система подразумевает непрерывные постоянные улучшения, то глобальные изменения могут быть сначала апробированы на фабрике процессов, а затем непосредственно внедрены в реальные рабочие процессы, что может предотвратить значительные экономические затраты на внедрение [5].
Фабрики процессов являются эффективным и современным практическим методом обучения системе бережливого производства. Данный вывод сделан на основании экспертных оценок, а также практического опыта. Поскольку такой способ обучения понятен всем сотрудникам и приносит наибольшие результаты в понимании необходимости внедрения системы, и на практике мотивирует сотрудников к принятию и началу действий по изменениям устоявшейся, но устаревшей системы управления и работы медицинского учреждения.
В условиях постоянной, нарастающей конкуренции российские предприятия станут конкурентоспособны тогда, когда начнут использовать инновационные методы эффективного управления и клиники в этом случае не исключение. Применение инструментов бережливого производства позволяет наладить эффективную работу учреждения, оперативно принимать меры по корректировке и предотвращению возникающих проблем, тем самым обеспечив резерв стабильности на случай их возникновения [6].
Медицинское учреждение, в котором функционирует система бережливого производства, является более конкурентоспособным [7]. Важным критерием при разработке и поддержании системы в работоспособном состоянии является то, что нельзя останавливаться на достигнутом. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться и внедрять в процессы управления и функционирования что-то новое.
Список литературы:
Попова Е.О. Анализ рисков при внедрении и поддержании системы бережливого производства в медицинском учреждении // Инноватика-2018: материалы 14 междунар. школы-конф. – Томск: Изд-во STT, 2018. – С. 255–258.
Сочкова Л.В., Быкова М.М., Ким А.В. Носырева О.М. Опыт реализации пилотного проекта Бережливая поликлиника в поликлинике крупного города / Сочкова Л.В., Быкова М.М., Ким А.В. Носырева О.М. // Медицина и организация здравоохранения. – 2018. – № 2. С. 4–11.
Попова Е.О. Оценка влияния методов бережливого производства на деятельность клиник // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №4-1. – С. 31–32.
Соловьева А.В., Баженов Н.Д., Караева Е.В., Королюк Е.Г., Зобачева В.В., Рубина С.С., Кашехлебов К.Ю., Килейников Д.В. Калинкин М.Н. Фабрика процессов – инновационный подход к обучению и внедрению Lean-технологий в медицинскую практику // [Электронный ресурс] URL:- http://rosomed.ru/theses/458 (дата обращения 24.12.18).
Попова Е.О. Lean production in the paid medical service office // Будущее науки – 2018: материалы междунар. науч. конф. в 4-х томах. – Курск: Университетская книга, 2018. – С. 91–93.
Попова Е.О. Бережливое производство как система эффективного управления процессами работы медицинского учреждения // Наука Технологии Инновации: материалы всерос. науч. конф. молодых ученых: в 9 ч. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – Ч. 7. – С. 406–410.
Попова Е.О. Организация и функции центра бережливых технологий в медицинском учреждении // Современные инновации в науке и технике: материалы всерос. науч-тех. конф. – Курск, 2018. – С. 156–159.