Фундамент работы банка, специализирующегося на коммерческих операциях, это выгодный процесс сбыта собственных предложений и услуг, а популярные банковские продукты, это залог успеха банка.
Главное стремление банковских служб — это получение максимума материальной выгоды. Реализуется это стремление, путем постоянного увеличения клиентской аудитории, расширением путей сбыта, а также стремлением к росту долевых объемов на рынке. Постоянно конкурирующие между собой банки, вынуждены совершенствовать навыки по сбыту полных пакетов собственных продуктов и услуг. Таким образом, создаются универсальные схемы многогранной сферы сервиса клиентов.
Стратегия современного банковского маркетинга:
- вниманию клиента предоставляется минимум 200 видовых разнообразий услуг и предложений;
- банковские операции постоянно диверсифицируются, что приводит к сохранению старых клиентов и появлению новых;
- регулярное изменение банками форм работы, способов конкуренции, методов управления;
- ориентация финансовых учреждений, непосредственно на клиентские нужды, при этом нет цели просто «разрекламировать» продукт [2].
Известно, что банк, это организация, которая предлагает кредитно-финансовые операции и весомый перечень продуктов и многочисленных услуг. Незаменимую роль в маркетинговой работе банков играют понятия: «банковский продукт» и «банковская услуга».
Определение первого понятия подразумевает под собой, акт либо свидетельство банка, являющееся средством сервиса клиентов и проведения финансовых операций. Примеры таких актов, это сертификаты, чеки, проценты предлагаемые банками, векселя и прочее.
Под «банковской услугой» подразумевается операция, которую создает тот или иной банк, с целью организации клиентского сервиса.
Главная цель банковских продуктов и услуг, это полное удовлетворение клиентского запроса, а также получение запланированной прибыли. К примеру, процент, предоставляемый банком по вкладу – это продукт, а вот постоянный доход клиента, в виде процента, это услуга.
Перечень главных продуктов банка:
1. Коммерческие ценные бумаги (векселя) и кредиты для предприятий (предоставление денежных займов для производителей товаров, продающих банку обязательства покупателей этих товаров по выплатам долга, что разрешает оперативно распределять денежные средства).
2. Обменные операции с валютой (банк продает одну валюту в счет другой, при этом берется комиссия).
3. Сберегательные вклады (банк берет в оборот денежные средства или бумаги клиента в виде депозита, а клиент получает процент с этого, таким образом, банк решает для себя проблему поиска дополнительных финансовых средств).
4. Вклады «до востребования» (клиент – вкладчик вправе выписывать чек за приобретаемые услуги и товары, а банк этот чек оплачивает).
5. Акты, доказывающие факт сдачи клиентом личных ценностей в банк (сама процедура хранения считается услугой).
6. Банк приобретает денежные облигации на весомую сумму, как кредит для правительства и которые составляют немалую часть вкладов).
7. Договор по кредиту (это продукт банка, определяющий отношения кредитующего банка с заемщиком; сам же кредит для потребителя, это услуга).
Разновидности услуг:
1. Консультации (эта услуга бесплатна, информативна; сотрудники консультируют как физических, так и юридических лиц по интересующим клиентов вопросам выгодных вложений, видам процентных ставок, покупке векселей и т.д.).
2. Услуги сотрудников по рабочим операциям с векселями (в этом случае банк выступает посредником, с помощью банка клиент приобретает акции, денежные облигации и прочее, минуя при этом встречу с продавцом бумаг).
3. Управление денежным оборотом клиента (платежи, выплаты, инвестиции).
4. Услуги по размещению или покупке новых векселей у производителей для последующего сбыта, как способ получения банком прибыли.
5. Услуги по выдаче страховых полисов.
6. Лизинг (аренда оборудования); траст (доверительная, временная передача имущества банку).
7. Факторинг (банк приобретает счет-фактуры компаний) [1].
Отдельно следует выделить развитие интернет-банкинга.
На сегодняшний день не так много банков осталось без сегмента онлайн-услуг. Все больше маркетологов понимают, что спровоцировать спрос на свою продукцию возможно не только привлекая аудиторию в отделения, но и предлагая им услуги сразу и мгновенно, то есть – онлайн.
Каждый год аналитическое Агентство Markswebb Rank & Report проводит исследования на предмет распространенности онлайн-услуг и продуктов банков. Цифры говорят, что достаточно крупный сегмент клиентов предпочитает удаленное обслуживание и совсем редко посещают отделения. Следует ожидать, что в дальнейшем востребованность и необходимость данной услуги приведет к увеличению числа банков, внедривших ее и соответственно числа клиентов, подключившихся к этому виду услуг.
В таблице 1 представлен рейтинг эффективности российских интернет-банков за 2018 год [3].
Таблица 1
Рейтинг эффективности российских интернет-банков за 2018 год
Место |
Интернет-банк |
Оценка эффективности, % |
Оценка функциональных возможностей (от 0 до 10 б.) |
Оценка удобства пользования (от 0 до 5 б.) |
1 |
ПАО «Бинбанк» |
79,2 |
8,4 |
4,1 |
2 |
АО «Тинькофф Банк» |
76,7 |
8,6 |
3,9 |
3 |
ПАО «Банк Левобережный» |
73,6 |
7,7 |
3,7 |
4 |
ПАО «Почта Банк» |
72,6 |
7,6 |
3,4 |
5 |
ПАО «Банк Траст» |
72,2 |
7,8 |
3,6 |
6 |
ПАО «Банк Уралсиб» |
72 |
8 |
3,7 |
7 |
АО «Альфа-Банк» |
68,8 |
7,7 |
3,6 |
8 |
АО «Райффайзенбанк» |
66,7 |
7,2 |
3,1 |
9 |
АО «Санкт-Петербург» |
66,6 |
7,5 |
3,6 |
10 |
ПАО «Сбербанк» |
65,6 |
67,5 |
3,2 |
Наряду с интернет-банкингом, кредитные организации все чаще размещают на своих сайтах онлайн-заявки на кредиты, опросы клиентов на предмет клиентского сервиса, различные онлайн формы и даже тесты для потенциальных соискателей. Список таких сервисных услуг каждый день растет и пополняется. Наряду с сервисами, растет и количество продуктов, которые могут предложить банки на своих сайтах и их сателлитах. На смену сотрудникам приходят онлайн-чаты, в которых можно обсудить достаточно большое количество вопросов-обращений клиентов банка. Онлайн-кредиты, вклады, которые можно открыть и пополнить картой, погасить задолженность различных инстанций, а также перевести денежные средства своим родственникам. Мобильные приложения, функционал которых растет ежегодно, так же являются неотъемлемой частью любого digital продвижения продуктовой линейки.
Помимо основного функционала, разработчики приложений все больше внимания уделяют возможности анализа и накоплению платежной информации в вашем аккаунте с целью прозрачного ведения домашней бухгалтерии и аналитики собственных расходов. С 2015 года практически все банки внедрили такой функционал в свои приложения.
Все крупные игроки российского банковского рынка, ориентированные на активное развитие розницы, уже не первый год предлагают своим клиентам воспользоваться преимуществами мобильного банкинга. В России мобильными банками пользуются 18 млн человек в возрасте от 18 до 64 лет. 89% пользователей мобильного банка пользуются и интернет-банком тоже, причем 17% из них пользуются мобильным банком чаще, чем интернет-банком [3].
Нельзя забывать и о перспективах соц-сетей. Пока facebook и vk не получили достаточного распространения в сфере финансового обслуживания, и у банков еще есть неплохой шанс держать первенство в digital сегменте онлайн-банкинга и мобильной разработке.
Прочие современные операции, как правило, обеспечивают инфраструктуру для проведения финансовых сделок. К ним можно отнести, в частности, следующие.
Предоставление индивидуальных сейфов для хранения материальных или документарных ценностей; эти операции привлекательны тем, что банки обеспечивают в силу специфики своей деятельности повышенную степень безопасности хранимых ценностей и наличие инфраструктуры для оперативного доступа к ним правообладателей.
Обеспечение сделок с недвижимостью ориентировано на комплексное использование возможностей банков, таких как хранение и выдача под заказ денежных средств для расчета или осуществление перевода денежных средств по схеме «поставка против платежа», близкой к схеме расчетов по аккредитивам.
«Зарплатные» проекты, в которых обеспечиваются все стадии расчетов работодателей со своими работниками на основе зачисления заработанных средств на банковскую карту или счет в банке.
Поиск новых идей – вот задача банковских служб. Маркетинговые работники детально мониторят варианты создания свежих предложений для клиентов. При этом, естественно, учитываются конкретные мероприятия, ведь затраченные ресурсы приносят ожидаемый прирост доходов банка. Клиенты же, получают полное удовлетворение собственных нужд.
После подготовительных действий, разрабатываются, внедряются и апробируются популярные банковские продукты. В ходе этой работы клиенты уже получают личную выгоду, которая заключается в удовлетворении собственных нужд. На этом этапе подготавливаются соответствующие бумаги, проводится набор в группы сотрудников, разрабатываются компьютерные программы, оформляются операции и прочее.
В условиях апробации нововведения, продукт либо услуга предлагаются не сразу весомому кругу клиентов. Это требуется банку для проверки реакции людей и спроса на предложение. В случае удачного пробного внедрения, банковский продукт «заливается» в массы и начинает развиваться в полную силу.
Требуется знать и о том, что каждому продукту банка дается срок действия. Каждый продукт банка «переживает» периоды внедрения и роста, зрелости и спада. Последняя стадия чаще обусловлена падением спроса.
Список литературы
1. Горелова А.Ю. Анализ деятельности банковского сектора // символ науки. – 2016. - № 4-1. - С. 55-57.
2. Спиридонов С. Популярные банковские продукты и услуги [Электронный ресурс] // Портал О МФО и банках. – Режим доступа:https://zaimitut.ru/populiarnye-bankovskie-produkty/ (дата обращения: 18.10.2018)
3. Internet Banking Rank 2018. Отчет международного аналитического агентства Markswebb Rank & Report [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://markswebb.ru//upload/pdf/InterneBankingRank2017-IntroReport.pdf/ (дата обращения 19.10.2018)