СКЛОННОСТЬ К РИСКУ КАК КРИТЕРИЙ СПОРТИВНОГО ОТБОРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СКЛОННОСТЬ К РИСКУ КАК КРИТЕРИЙ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

Ларин Н.А. 1, Мирошникова С.С. 1
1Волгоградская государственная академия физической культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неотъемлемой частью жизни любого спортсмена является риск. Современные социальные тенденции в мире, не могут не отражаться на системе спортивной подготовки и объективно приводят к расширению рискового пространства, что влечет за собой увеличение тех последствий, которые будут значимыми для самого спортсмена. В этой связи исследования риска как феномена, являющегося атрибутом спортивной деятельности, имеют неоспоримое теоретическое и прикладное значение.

Как отмечал в своем исследовании Б.А. Вяткин, М.С. Ткачева значимость феномена риска, объясняется рядом факторов, определяющими специфику спортивной деятельности. К ним можно отнести: установкой на достижение высоких и наивысших (рекордных) результатов; систематическими интенсивными и даже максимальными физическими усилиями, необычными для повседневной жизни и деятельности; регулярными психическими напряжениями очень высокой степени, обусловленными экстремальными условиями, в которых проходят спортивные соревнования; высокой возбудимостью и достаточной устойчивостью эмоционально-волевых процессов, направленных как на вызов действий, так и на сдерживание их [1,8].

Понятие «риск» является одним из важнейших в характеристике любой деятельности человека, в том числе и спортивной, в которой человек выступает как субъект принятия решений. В данном контексте риск понимается как действие, выполняемое в условиях выбора в ситуации неопределённости, когда существует опасность в случае неудачи получить в качестве итога труда худший результат, чем до выбора [2, 13].

Если обратиться к категории «поведение», то его можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей [7, 14]. Согласно исследованиям многих авторов поведение человека следует рассматривать как интегральный показатель функции головного мозга и как следствие психофизиологической активности индивида [3, 6, 9].

В спортивной практике интенсивность риска и величина рисковых последствий возрастает, когда спорт воспринимается спортсменом как профессия или становится ею. При этом спортсмен может идти на риск неосознанно либо целенаправленно выбирать рискованную модель поведения. Выбирая ту или иную модель поведения, человек действует под влиянием инстинктов и разумной воли, выбирая оптимальное соотношение того и другого [11]. Именно в инстинктивном, неосознанном поведении возможно проявление «немотивированного риска». А когда включается разум, человек управляет своим поведением усилием воли [4, 10].

Адекватность действий является важным критерием адаптации в условиях риска, отсутствие которой может приводить к неблагоприятным последствиям, проявляющихся в снижении уровня психической и психофизиологической дезадаптации, что неизбежно проявляется в профессиональных ошибках и срывах, снижении работоспособности, быстрой истощаемости функциональных резервов организма, ухудшении здоровья [12]. В соответствии с этим встаёт вопрос об эффективности существующих критериев спортивного отбора, возникает необходимость учёта индивидуальных психофизиологических особенностей спортсменов, их возможностей, которые играют решающую роль в успешности их профессиональной карьеры [3].

Очевидно, что произвольная регуляция людей различна, имеются индивидуальные особенности, которые могут быть обусловлены состоянием эмоционально-мотивационной сферы индивида и психофизиологическими параметрами. К психологическим коррелятам риска относятся такие качества личности, как импульсивность, мотивационные установки на достижение успеха и низкий самоконтроль [5].

В ходе проведенного нами исследования оценивались особенности поведенческих реакций студентов в ситуациях, сопряжённых с процессом принятия решений в ситуациях неопределённости, требующих выбора рискованной модели поведения, а также импульсивность, как одного из показателей склонности к риску. Также в работе был изучен вопрос о возможных связях В работе изучен вопрос о возможных связях индивидуальных особенностей склонности к риску и импульсивности у лиц с разными типами силы нервных процессов.

Исследование индивидуально-психологических особенностей испытуемых проводилось с помощью следующих тестов: опросника А.Г. Шмелева (оценка склонности к риску) и опросника В.А. Лосенкова (оценка импульсивности). Результаты исследования позволяют выявить уровень сформированности стремления к риску.

В исследовании принимали участие 33 студента спортивного вуза, специализации легкая атлетика, спортивные игры, плавание и гребной спорт (возраст от 18 до 22 лет). По спортивному мастерству в выборке было 5 МС, 6 КМС, 10 человек имели I разряд, 2 человека II разряд.

Данные по диагностике «Склонность к риску» А.Г. Шмелева

Уровень склонности к риску

Количество человек

Процент

низкий

2

6,06

средний

27

81,82

высокий

4

12,12

Данные по диагностике «Импульсивность» В.А. Лосенкова

Уровень импульсивности

Количество человек

Процент

низкий

1

3,03

средний

30

90,91

высокий

2

6,06

Таким образом мы видим, что высокие показатели импульсивности продемонстрировали лишь 2 человека, для них же склонность к риску была выше среднего уровня. Остальные обследуемые, у которых были высокие показатели склонности к риску имели показатели импульсивности на уровне средних значений, что может говорить о выборе им «обоснованного» риска в случае неопределенных ситуаций.

Полученные данные были соотнесены с данными по диагностике силы нервных процессов путем теппинг-теста Е.П. Ильина. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использование теппинг-теста для определения силы нервной системы основано на определении динамики максимального темпа движения рук.

Тип нервной системы

Количество человек

Процент

Сильный тип нервной системы

2

6,06

Сильно-средний тип нервной системы

14

42,42

Средний тип нервной системы

9

27,27

Средне - слабый тип нервной системы

5

15,15

Слабый тип нервной системы

3

9,09

При соотнесении данных теппинг теста с результатами диагностики склонности к риску выявлено, что из трех человек со слабым типом нервных процессов два человека имеют низкую склонность к риску и один среднюю. Из четырех человек, имеющих высокую склонность к риску одни характеризуется сильным типом нервных процессов и три продемонстрировали сильно -средний тип нервных процессов.

Полученные результаты свидетельствуют о корреляции таких характеристик личности как уровень импульсивности и склонность к рискованному поведению, выявленные же закономерности проявлений склонности к риску и характеристик нервной системы требуют дальнейшего многостороннего изучения. В целом полученные данные могут быть использованы при подготовке спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей.

Список литературы:

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст] / Б.А. Вяткин – М.:, ФиС, 1978. – 136 с. М.С

Ильин, Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин // СПб.: Питер, 2012. –С. 17-37.

Миронова Ю.В. Физиологическое обеспечение эмоционального интеллекта у лиц, склонных к рискованному поведению // Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Волгоградский государственный медицинский университет. Волгоград, 2017

Мирошникова С.С. Стимулирование осознанности выбора жизненной позиции подростка в процессе дидактической игры // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Волгоград, 2005

Москвин В.А. Индивидуальные особенности склонности к риску и импульсивности (на примере студентов спортивного вуза) / Москвин Н.В., Шумова Н.С., Ковалевский А.Г. // Теория и практика физической культуры. 2012. № 5. С. 6-11.

Плотникова, А.В. Типологические особенности интеллекта и биоэлектрической активности головного мозга у лиц с разным хронотипом / А.В. Плотникова, Р.А. Кудрин., Р.Е. Ахундова // Вестник Волгоградскогогосударственного медицинского университета. – 2015. – № 1 (53). – С. 58-61.

Смоляков, Ю.Н. Интегральная оценка когнитивной функции по результатам спектрального анализа ЭЭГ / Ю.Н. Смоляков // В сборнике Системный анализ в медицине (САМ 2014) Материалы VIII международной научной конференции. Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания СО РАМН. – 2014. – С. 102-105.

Ткачева М.С. Психологические особенности рисков в спортивной деятельности // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 55-61.

Хало, П.В. ЭЭГ-корреляты активации резервных возможностей организма / П.В. Хало, Ю.М. Бородянский // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2014. – № 10 (159). – С. 24-33.

Шаболтас, А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 5-16.

Шарок, В.В. Особенности самоотношения и ценностно-смысловой сферы лиц, употребляющие наркотики / В.В. Шарок // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 56-68.

. Ширинская, Н.Е. Эмоциональный интеллект как сдерживающий фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н.Е. Ширинская, А.Р. Гайнанова, И.А. Пухов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 35-2. – С. 92-98.

Lee, J. Correlation of risk-taking propensity with cross-frequency phase-amplitude coupling in the resting EEG / J. Lee, J. Jeong // Clinical Neurophysiology.– 2013. – V. 124. – № 11. – P. 2772-2180.

Rogasch, N.C. Assessing cortical network properties using NMS-EEG / N.C. Rogasch, P.B. Fitzgerald // Human brain mapping. – 2013. – T. 34. – № 7. – С. 1652-1669.

Просмотров работы: 59