Многих ученых современности волнует проблема внедрения новых подходов к обучению в образовательный процесс. Существует тенденция к снижению уровня заинтересованности подрастающего поколения в получении новых знаний, в развитии необходимых умений и навыков, так как большая часть жизни каждого подростка сейчас проходит на просторах виртуальной реальности. Педагогам следует предпринимать попытки разнообразить учебный процесс и побуждать детей к беспрерывному стремлению расширять горизонты собственного сознания.
Интерактивное обучение приобретает всё большую популярность, оно строится на непрерывном взаимодействии всех членов образовательного процесса, где педагог лишь создает условия для реализации инициативы своих подопечных. Суть данного подхода заключается в том, что все учащиеся вовлечены в процесс познания, каждый имеет возможность понимать и рефлектировать, вносить особый индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями и способами деятельности [6]. Постоянное сотрудничество повышает мотивацию и продуктивность обучения в целом.
Довольно часто термин «интерактивное обучение» употребляется в научной литературе в связи с возникновением информационных технологий, с внедрением в образовательный процесс ресурсов Интернета, в том числе таких платформ как социальные сети, которые позволяют любому желающему общаться и творить, делиться плодами собственного креативного мышления с огромной аудиторией в виртуальном мире, а также находить техническую и социальную базу для выражения собственного виртуального «Я» с помощью никнейма – условного онлайн имени. Мы считаем, что именно с помощью популярных коммуникативных технологий можно модернизировать и обновлять методы обучения, делая их более эффективными и созвучными современному поколению учащихся.
Говоря о вопросах внедрения в образовательный процесс социальных сетей и никнеймов в аспекте интерактивного подхода, наглядно продемонстрируем, как можно при соответствующих условиях реализовать на уроках английского языка такие методы интерактивного обучения как метод проектов, ситуационный анализ (case-study), дискуссию, обучающие игры, мозговой штурм. Перечисленные методы представляются на сегодняшний день самыми популярными и, на наш взгляд, наиболее подходящими для осуществления с применением онлайн-сервисов и их антропонимического массива. В процессе исследования нами были изучены некоторые учебно-методические комплексы по английскому языку (под авторством О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой; И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной; Р. П. Мильруд, В. Эванс), где выявлены темы, в рамках которых возможно внедрить интерактивное обучение посредством социальных сетей и никнеймов.
1. Метод проектов с применением никнеймов социальных сетей
Метод проектов является одним из перспективных методов интерактивного обучения применительно к урокам английского языка в школе. Так как стратегической целью языкового образования является формирование вторичной языковой личности, необходимо внедрять в педагогическую науку приемы, позволяющие превращать изучение иностранного языка в познавательный процесс, содействующий развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных черт личности школьника [2].
Предлагаем творческое задание, реализуемое посредством метода проектов на уроках английского языка, рекомендуемое к выполнению в 8–9 классах в рамках изучения темы «Popular Professions in a Modern World» на завершающем этапе.
Цель упражнения: закрепить лексику по теме «Professions»; формировать компетенцию речевого высказывания; развивать навыки устной монологической речи; развивать навыки работы с интерфейсом социального веб-сервиса на английском языке; формировать представление о желаемой будущей профессии (элемент профориентации).
Project “My prominent career” (рисунок 1). There is no doubt that everybody would like to be successful and famous. You are suggested creating on Facebook an account of imaginative celebrity, you are eager to be, in any sphere (music, sports, films, television, politics, business, economics, fitness, etc.) either individually, or in pairs / groups with all the details: nickname (that should accurately reflect the personality of your character), personal information (real name, age, place of birth, current accommodation, interests, hobbies, etc.), some photos and content on the online-page. Then each one of you will present publicly your wonderful star in front of the class (in a form of some kind of report). This project will be concluded by making a colourful poster with the collection of our brilliant characters, arranged by rating based on the results of a public poll.
Рисунок 1 – Обложка к проекту по теме «My prominent career»
Ожидаемый результат выполнения упражнения: закреплена лексика по теме «Professions»; дети более уверенно ощущают себя, говоря на иностранном языке; повышена мотивация учащихся к изучению английского языка путем ознакомления и оперирования социальным сервисом с непривычным для них иноязычным оформлением; привлечено внимание школьников к вопросам профориентации.
2. Метод кейсов с применением никнеймов социальных сетей
Следует понимать, что владение иностранным языком – это не только знание определенного набора лексических единиц и отдельных грамматических правил, но и, прежде всего, умение осуществлять общение, поддерживать беседу в различных ситуациях в процессе взаимодействия с коммуникантами. Благодаря методу case-study у учащихся появляется возможность развивать социальный интеллект, учиться анализировать происходящее вокруг, проявлять лидерские качества и инициативу [4].
Ниже продемонстрируем упражнение, осуществляемое в рамках метода кейсов на уроках английского языка, рекомендуемое к выполнению на любом этапе обучения в средней школе (с 5 по 9 класс) при изучении или повторении грамматической темы «Special Questions in English».
Цель упражнения заключается в том, чтобы отработать навыки письменной речи, способствовать развитию навыка интервьюирования, практиковать навыки построения вопросительных предложений, а также чтобы дети лучше узнали друг друга в процессе взаимодействия и коммуникации на иностранном языке.
We will create a chat on Twitter in order to solve an important task / case – during the communication with each other we should reveal, who is who by asking questions to each other about interests, likings and passions, by noticing the manner of getting into a conversation with us, by seeing only an invented nickname-pseudonym on the online-page of the user (образецперепискипредставленнарисунке 2).
@crazyaboutpinkness, @Best..
@crazyaboutpinkness, @BestFriendofPiano, @...
Рисунок 2 – Образец переписки в Twitter
Ожидаемый результат: отработаны на практике навыки построения специальных вопросов; развиты навыки диалогической речи в процессе коммуникации в письменной форме; актуализировано креативное мышление при изобретении собственного виртуального имени и при написании вопросов сверстникам; развитие языковой догадки.
3. Дискуссии с применением никнеймов социальных сетей
Дискуссия – это метод интерактивного обучения, в процессе которого происходит публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, мыслями, мнениями и идеями по поводу какой-либо проблемы или спорного вопроса [7]. Дискуссионное обучение помогает не только расширить знания касаемо определенного аспекта действительности, но и научиться смотреть на проблему под разными углами зрения, что расширяет границы мышления и дает своеобразный толчок к саморазвитию [5].
Интересно изучать влияние характера социальной сети на выбор сетевых имен, этот спорный вопрос оптимального никнейма для определенного типа веб-сервиса может стать предметом обсуждения и споров. Ниже представлена формулировка задания для школьников 8–9 класса, которое можно внедрить при изучении темы «Social Networks in our Lives».
Цель подобного упражнения: развивать как монологическую, так и диалогическую устную речь на английском языке; привить детям первичное понятие антропонимики; формировать умение находить четкие аргументы и убедительно их представлять сверстникам, дипломатично и ненавязчиво взаимодействуя друг с другом, адекватно воспринимая критику.
Let’s discuss, which type of nickname (autonym, pseudonym or mixed) is the best during the communication on neutral social networking services and which – on thematic (romantic, professional, creative) services. You will be divided into three teams according to the existing nickname types on Internet and should prove the advantages of your type during our debates. For each point of view give convincing arguments and illustrative examples.
Ожидаемый результат: созданы условия для развития навыков монологической и диалогической устной речи на английском языке; дети ознакомлены с форматом дискуссии на английском языке; организована среда, располагающая к здоровому соперничеству между сверстниками; совершенствовано умение отстаивать собственную позицию посредством изучаемого языка; сформировано первичное представление об антропонимике (на рисунках 3, 4, 5, 6 продемонстрирован фрагмент презентации для ознакомления учащихся с данным материалом).
Рисунок 3 – Фрагмент презентации №1 перед проведением дискуссии
Рисунок 4 – Фрагмент презентации №2 перед проведением дискуссии
Рисунок 5 – Фрагмент презентации №3 перед проведением дискуссии
Рисунок 6 – Фрагмент презентации №4 перед проведением дискуссии
4. Обучающая игра с применением никнеймов социальных сетей
В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, создающее возможность для речевого взаимодействия в условиях, максимально приближенных к реальному общению с характерными признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью [3].
Ниже представим пример ролевой игры с использованием никнеймов социальных Интернет-платформ. Популяризация и реклама артиста – довольно сложное задание, поэтому смело утверждаем о том, что оно нацелено на старших школьников (9 класс). Подобное упражнение рекомендовано к выполнению в рамках изучения лексической темы «Music».
Цель игры состоит в развитии навыков иноязычной речи, коммуникабельности, работы с интерфейсом социального веб-сервиса на английском языке; в формировании умения школьников распределять обязанности между собой, проявлять ответственность и при этом креативное критическое мышление.
There are two novice musicians full of energy and new ideas but, to tell the truth, not so many people are aware of their existence, that’s why they need an urgent help and qualitative advertisement on Internet. You will be divided into 2 teams. You are to create separate fan-clubs for these musicians, where each one of you will play an important role – from simple members of online-page, demonstrating activity and strong desire to popularize music, to administrators and managers, showing responsibility and faithfulness. Each member of each fan-club should have an exciting nickname, reflecting his or her distinct position according to the viewpoint about the chosen musician’s art. The winner of this game will be a musician with the biggest fan-club of the most dedicated admirers (авторскаяобложкакигрепредставленанарисунке 7).
Рисунок 7 – Обложка обучающей ролевой игры
Ожидаемый результат: отработана лексика по теме «Music»; созданы условия для развития навыков устной и письменной монологической речи; актуализировано креативное мышление при изобретении собственного виртуального имени; развито умение школьников распределять обязанности между собой.
5. Метод мозгового штурма с применением никнеймов социальных сетей
Мозговой штурм – метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач [1]. Суть заключается в формировании у школьников умений быстро и эффективно выражать свои мысли и идеи посредством иностранного языка, сравнивать, систематизировать и анализировать информацию.
Здесь продемонстрируем реализацию метода мозгового штурма посредством никнеймов социальных сетей. Представленное ниже упражнение рекомендовано к выполнению в 9 классе при изучении темы «Politics and Contemporary History».
Цель задания: способствовать развитию лингвокреативного мышления, а также умения кратко и емко выразить мысль на иностранном языке; привитие интереса к страноведческому аспекту изучаемого языка, к его истории.
Our task is to think up the best nickname for Donald Trump. You should give as many ideas as you can. But beforehand you should search some information about this personality in order to reveal some prominent features. Then we will put all your inventions in a nutshell and by creating a public poll on Facebook, we will choose the best variant of his virtual name (авторскаяиллюстрациянарисунке 8).
My motto of life is to survive constantly and to do everything that is possible for my country!
I’m the current President of the United States of America! I consider myself as the best ever existing man for this position! I’m aware of my pre-eminence among the people. I recognize my arrogance but, to tell the truth, it’s not the worst personality trait for the government regulator!
Рисунок 8 – Иллюстрация к упражнению, в основе которого метод мозгового штурма
Ожидаемый результат: сформировано умение кратко выразить мысль на английском языке; созданы условия для лингвокреативного мышления и мотивации к изучению истории страны изучаемого языка.
Таким образом, принимая во внимание факт заинтересованности и увлеченности современных учащихся виртуальными платформами, мы можем утверждать о том, что это явление возможно и, несомненно, нужно обратить в плюс путем организации интерактива на занятиях и построения заданий на базе социальных сетей, в частности, их неотделимых элементов – никнеймов. Для овладения иностранным языком, прежде всего, необходима непрерывная практика речи (как в устной, так и в письменной форме), а интерактив на уроке между всеми участниками образовательного процесса тем самым функционирует на пользу, позволяя наиболее полно овладеть всеми навыками и умениями, необходимыми современному коммуниканту.
Список литературы:
1 Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. Н. Двуличанская // Наука и образование. – 2011. – №4. – С. 1–10.
2 Душкова, Н. Н. Обучение творческому монологическому высказыванию учащихся старших классов средней общеобразовательной школы с использованием метода проектов (на материале английского языка): aвтoрeф. дис. … нa сoискaн. yчeн. стeп. кaнд. пед. нayк : 13.00.02 / Душкова Наталья Николаевна; [Место защиты: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова]. – Москва, 2009. – 21 с.
3 Иванова, В. О. Игровые методики в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации / В. О. Иванова, Н. В. Каминская // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – №2 (40). – С. 71–73.
4 Крет, М. В. Ситуационный анализ в преподавании профессионального иностранного языка в вузе / М. В. Крет // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2013. – №11 / 2. – С. 42–46.
5 Нелькина, А. А. Дискуссия как основа эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции / А. А. Нелькина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2017. – № 3. – С. 1–6. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-kak-osnova-effektivnogo-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii, доступ из НЭБ «КиберЛенинка» (дата обращения: 20.10.2018).
6 Панина, Т. С. Интерактивное обучение / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова // Образование и наука. – 2007. – № 6 (48). – С. 32–41.
7 Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.