МОДЕЛЬ ИННОВАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОДЕЛЬ ИННОВАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Сорокина П.Д. 1
1ИФ РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Подлинное обновление культуры

только и может произойти на основе

устойчивого комплекса традиционных

качеств российского общества»

На современном этапе всеобщей глобализации в мире культура выступаеткак феномен, характеризующий достояние всего общества, экономическое содержание которого определяется: основными факторами использования ее потенциала для привлечения инвестиций в основной капитал регионов; уровнем влияния процессов ее интеграции (экспансии культуры) на их социально-экономическое развитие; социальной и экономической эффективностью использования элементов ее самоорганизации в современных технологиях сохранения и развития ее многообразия и наследия. «Культурное многообразие – это сокровищница культурного наследия человечества и ключевой фактор развития. Новые направления развития, в особенности глобализация, связывают культуры различных стран и народов еще теснее и обогащают их взаимозависимость, но могут подорвать основы нашего творческого многообразия. В связи с этим еще большее значение получает взаимное уважение культур. Признание культурного многообразия помогает выделить и укрепить связи между различными сообществами, основывающиеся на ценностях, которые могут стать общими для всех социально-культурных компонентов национального сообщества. Защита местных и региональных культур, которым угрожает всеобщая унификация, не должна превратить эти культуры в памятники прошлого, лишенные всякого динамизма».

Проблемы влияния культуры на развитие общества всегда привлекали внимание политиков, общественных деятелей и теоретиков. В последние время наиболее активно изучаются, в том числе путем научно-теоретического осмысления, вопросы национальной культуры и связанной с ней деятельностью на региональном и локальном уровнях. На современном этапе особо поддерживаются многочисленные исследования, включая прикладные исследования на местах, направленные на изучение процессов влияния культуры на социально-экономический уровень развития субъектов ее осуществляемых.

**Наибольшие результаты в исследовании эволюционной экономики в сфере культуры достигнуты в исследованиях «социодинамики культуры», «экономической социодинамики» в культуре, благодаря которой наиболее подробно рассмотрены вопросы социодинамической классификации продуктов и услуг культуры, структура и эволюция социального интереса и социодинамическая эволюционная модель (СЭМ). Наиболее активно процессы эволюции культуры рассматриваются в теориях информационного отбора и информационного ускорения в циклах художественной культуры. Актуальными признаются научные исследования эволюционных механизмов самоорганизации и региональной политики в культуре. Однако научный подход к исследованию экономического механизма эволюционного развития традиционной культуры, оптимально сочетающего свободу самоорганизации отечественной культуры и государственный протекционизм в инновативных процессах формирования художественной практикой культурных благ в направлении роста (ее) экономической и социальной эффективности субъектов ее осуществляемых до сих пор не получил достаточно полного формального описания.

**Согласно различных парадигм эволюционных процессов в культуре каждое состояние динамики ее (траектории) экономического развития определяется не как оптимизация поведения хозяйствующих субъектов культуры на множестве протекционируемых государством возможностей полной компенсации расходов на сохранение отечественных традиций, а как переменная, определяемая множеством процедур принятия хозяйствующими субъектами управленческих решений в условиях экономического окружения. Речь идет о мотивах поведения хозяйствующих субъектов в процессах принятия управленческих решений по вовлечению традиционной культуры в культурную (художественную) практику, базирующихся, с одной стороны на поиске тех или иных экономических выгод, директивно предлагаемых государством, и на наиболее конкурентоспособных и популярных способах ее демонстрации в рыночных условиях, с другой.

Учитывая отмеченные обстоятельства, исследование экономического механизма инновативного развития традиционной культуры в условиях соотношения свободы ее самоорганизации и протекционизма представляет значительный научный и практический интерес.

При рассмотрении данного вопроса мы придерживаемся позиции тех исследователей, которые являются сторонниками проведения анализа развития культуры «на принципах и моделях социально-экономического развития, но с учетом национальных особенностей, материальных и духовных составляющих жизнедеятельности народа, т.е. той национальной почвы, в которую предпринимаются попытки «посадить» ту или иную «спасательную модель» облагоденствования общества. Это позволит дополнить понимание функционирования и эволюции рассмотренного механизма самодвижения экономической системы». При этом выдвигаем положения, касающиеся общетеоретических подходов рассмотрения данного вопроса, не углубляясь в специфику и особенность прикладного функционирования данного механизма на уровне этносов, народов и других социальных образований.

Речь идет о модели инновативного развития традиционной культуры, центральным звеном которой следует считать саму культуру, которая как ресурс социально-экономического развития той или иной территории органически увязывается с экономикой (хозяйственной деятельностью) и является неотъемлемым атрибутом формирования ценностных ориентиров развития народов ее населяющих (в том числе региональных и локальных сообществ). Структурное содержание предлагаемой модели развития культуры имеет мультиатрибутивный принцип построения.

Функциональная задача модели: выявление сущности, особенностей и эволюции механизма развития традиционной культуры на разных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном и.т.п.), формирование базы критериев качества управления инновативными процессами, характеристик количественных параметров (абсолютных и относительных показателей экстенсивных и интенсивных факторов их использования) экономической и социальной полезности и выгоды сохранения и использования ее ресурсов и условий оптимального соотношения самоорганизации (саморазвития) культуры и государственного протекционизма в процессах ее воспроизводства

Указанные задачи решаются посредством научного исследования:

1. теоретико-метологической сущности и содержанияпотенциала отечественной культуры иресурсных резервов его сохранения и развития на трех уровнях модели;

2. механизма взаимосвязи между основными элементами процессов обеспечения инновативного развития традиционной культуры;

3. основных технологических способов самоорганизации традиционной культуры: профессионального и самодеятельного искусства и процессов ее технологического развития;

4. методологических и теоретических основ механизма формирования культурных благ в условиях инновативного развития отечественной культуры;

5. теоретических основ протекционизма и механизмов их функционирования в культуре и процессах ее финансирования, в т.ч. в других странах.

6. мериторики (роли государства) как инструмента институализации в социодинамических процессах инновативного формирования товаров и услуг, актуальности и эффективности практики ее применения в сфере культуры;

7. экономических аспектов механизма протекции государством социальной полезности культурных благ.

Список литературы

Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. – М.:Изд-во РАГС, 2001 С. 61

Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973

Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Экономистъ,2004.- С.744

Просмотров работы: 3