Система показателей продовольственной безопасности: международный, национальный и региональный уровни. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Система показателей продовольственной безопасности: международный, национальный и региональный уровни.

Меметова Э.В. 1
1РЭУ имени Г.В.Плеханова Ивановский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Продовольственная безопасность – это неотъемлемая часть экономической безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой комплексную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение. Но для объективной оценки продовольственной безопасности следует первоначально определить, что понимается под этим термином. При этом следует учитывать, что продовольственная безопасность - понятие комплексное, в определении которого встречаются разночтения в определении, имеющие решающее значение. Рассмотрим три различных подхода, определяющие продовольственную безопасность в зависимости от уровня ее оценки [1, с. 39].

Таблица 1. - Сущность продовольственной безопасности

Международный уровень (FAO)

Общероссийский уровень (Доктрина продовольственной безопасности РФ)

Региональный уровень

1. Основа продовольственной безопасности -право человека на достаточное питание.

1. Основа продовольственной безопасности - гарантия физической и экономической доступности качественных пищевых продуктов

1. Основа продовольственной безопасности региона - безопасность региона формируется и функционирует на основе тех же объективных законов, что и продовольственная безопасность страны и мира.

2. Цель обеспечения продовольственной безопасности: борьба с голодом, искоренение голода во всех странах.

2. Цель обеспечения продовольственной безопасности: создание условий для гарантированного обеспечения населения сельскохозяйственной, рыбной продукцией и продуктами.

2. Цель обеспечения продовольственной безопасности - создание системы производства, хранения, переработки и торговли, которое способно бесперебойно обеспечивать все категории населения качественными продуктами питания преимущественно собственного производства не ниже принятых медицинских норм.

3. Содержание продовольственной безопасности - физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для активной и здоровой жизни.

3. Содержание продовольственной безопасности - продовольственная независимость (устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов).

3. Содержание продовольственной безопасности региона – в результате вывоза продовольствия в другие регионы повышается качество жизни и исключается возможность возникновения локальных проявлений голода.

4. Организация мониторинга продовольственной безопасности - отслеживание состояния продовольственной безопасности по четырем направлениям, логически сгруппированым в соответствии с целью мониторинга- успешностью борьбы с недоеданием.

4. Организация мониторинга продовольственной безопасности – мониторинг уровня и качественной структуры личного потребления продовольствия осуществляет служба государственной статистики (Росстат); мониторинг факторов, оказывающих влияние на уровень личного потребления продуктов питания.

4. Организация мониторинга продовольственной безопасности предусматривает региональные соглашения по вопросам солидарного поведения в области торговли, ценообразования, стандартизации продукции, качественных параметров и др.

5. Основные показатели отражают недоедание среди детей в возрасте до 5 лет вследствие необходимости понимания, что дети - самая социально незащищенная категория населения.

5. Основные показатели продовольственной безопасности предполагаю сравнение:

- с пороговыми значениями самообеспечения страны, как минимальной доли отечественной продукции в объеме товарных ресурсов;

- сравнение уровня личного потребления продуктов питания по энергетической ценности с рациональными нормами потребления (установлены Министерством здравоохранения и соц. развития РФ)

5. Основные показатели продовольственной безопасности включают:

- натуральные/абсолютные (удельные – на душу населения) показатели производства (потребления) запасов по основным продуктам питания и питательным веществам;

- относительные показатели (относительный уровень потребления (производства) в целом и по отдельным видам, группам продуктов относительно оптимального базового уровня потребления (производства;

- технико-экономические показатели;

- социально-демографические показатели.

6. Цель мониторинга продовольственной безопасности - оценка и прогнозирование состояния объектов мониторинга на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6. Цель мониторинга продовольственной безопасности - обеспечение национальной безопасности страны в долгосрочной перспективе, фактором сохранение ее государственности и суверенитета, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

6. Цель мониторинга продовольственной безопасности основная цель – обеспечение основы для определения приоритетов развития и выявлени

япроблем обеспечения продовольственной безопасности региона.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций (ФАО, англ. FAO- Food and Agriculture Organization of United Nations) определяет продовольственную безопасность как ситуацию, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни, а также как продовольственную независимость [1, с. 3].

В настоящее время ФАО отслеживает состояние продовольственной безопасности по системе показателей, отражающие различные аспекты, влияющие на физическую и экономическую доступность продовольствия, которые для восприятия сгруппированы по четырем направлениям:

Состояние - характеризует энергетическую ценность рационов питания, качественную структуру личного потребления продуктов питания.

Доступность – отражает физическую доступность продовольствия- развитость дорожной сети; экономическую доступность - общее состояние экономики, уровень и волатильность цен и доходов населения.

Стабильность – ФАО приводит показатели развития сельского хозяйства, внешней торговли, продовольственного суверенитета и политической ситуации в стране.

Результаты.

Также система показателей оценки продовольственной безопасности ФАО изучает, каким странам присущи проблемы с недоеданием. Для России это неактуально, и поэтому оценка состояния продовольственной безопасности производится в соответствии с целями, определенными Доктриной продовольственной безопасности [2, с. 2].

Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности РФ. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов.

На уровне страны основными критериями, определяющими уровень обеспечения продовольственной безопасности являются:

– степень самообеспечения страны продовольствием и независимость продовольственного снабжения от импортных поставок;

– размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями;

– уровень производства продуктов питания в расчете на душу населения;

– уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения;

– стабильность цен на основные виды продовольствия;

– качество и экологичность продуктов питания.

Проблемы обеспечения продовольственной безопасности актуальны для всех регионов России. Но, исходя из анализа отечественных источников по исследуемой проблеме, можно сделать вывод о недостаточности внимания, уделяемого категории «продовольственная безопасность региона».

Для оценки уровня обеспечения продовольственной безопасности региона целесообразно использование следующего набора показателей, их определяющих:

1. Физическая доступность продовольствия, определенная обеспеченностью площадями для осуществления торговли, а также наличием дорожных сетей на рассматриваемой территории. Вместе с тем важной составляющей доступности продовольствия является его цена, поэтому необходимо проанализировать средние цены покупки продуктов питания, потребленных в домохозяйствах; стоимость основных продуктов питания в домашних хозяйствах различного состава; расходы на питание в структуре потребительских расходов населения; производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения.

2. Экономическая доступность продовольствия, выраженная через коэффициенты бедности и покупательной способности доходов населения.

3. Качество и безопасность производимых и потребляемых в регионе продуктов питания, характеризующиеся долей забракованного товара.

4. Размер сезонных запасов продовольствия, в первую очередь зерна, хранящихся от уборки до нового урожая.

5. Уровень продовольственной зависимости региона от ввоза продуктов.

6. Уровень удовлетворения потребностей в основных продуктах.

7. Уровень энергетического содержания рациона питания населения исследуемой территории, отражаемый критерием его калорийности на исследуемой территории в сопоставлении с принятыми медицинскими нормами [1, с. 7].

Таким образом, изучив системы оценки продовольственной безопасности, обобщив подходы к выделению критериев уровня обеспечения продовольственной безопасности, можно сделать следующие выводы.

Система показателей оценки продовольственной безопасности регионов (областей) в сравнении с основными критериями и показателями оценки на международном уровне и уровне страны имеет принципиальные различия.

Во-первых, показатель продовольственной независимости отдельных регионов вряд ли приемлем. При достижении оптимальных размеров территориального разделения труда продовольственная независимость регионов друг от друга существенно возрастет. Подход к определению продовольственной независимости страны как к состоянию оплачивать импорт необходимых для потребления продуктов за счет собственных финансовых ресурсов нецелесообразно применять в регионах. Поэтому, рассматривая данную проблему, будет более точным говорить о степени продовольственной зависимости регионов, чем об их независимости. При потере продовольственной независимости страны нарушается ее продовольственная безопасность.

Во-вторых, на национальном уровне стоит задача создания и поддержания стратегических запасов продовольствия, что не относится к функции регионов. Но для них имеют важное значение страховые запасы.

В-третьих, продовольственная безопасность на международном уровне, по данным ФАО, как уже отмечалось ранее, определяется объемом переходящего запаса зерна. Такой подход неприемлем для оценки продовольственной безопасности регионов России, так как многие из них вообще не имеют условий для развития зернового хозяйства.

В-четвертых, продовольственная безопасность страны понимается как составная часть ее национальной и экономической безопасности. Чтобы защитить ее, государство использует целый арсенал средств, которые неприемлемы для регионов (таможенные тарифы, компенсационные сборы, акцизы, налоги с продаж, квоты и т. п.).

Список использованной литературы

Т. В. Ускова Продовольственная безопасность региона. © Ускова Т. В., Селименков Р. Ю., Анищенко А. Н., Чекавинский А. Н., 2014.-с. 1-13.

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" N 120 от 30.01.10: (в редакции последующих изменений и дополнений).

Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»/Анищенко Алеся Николаевна. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-prodovolstvennoy-bezopasnosti-regiona

Просмотров работы: 386