МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.С. МАКАРЕНКО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.С. МАКАРЕНКО

Карачева Д.С. 1, Крокодилова М.В. 1, Свяжина Д.С. 1, Сумина Т.Г. 1
1ФГАОУ ВО "РГППУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматривая тех педагогов, чьи идеи, востребованы в XX веке и в веке XXI, необходимо остановиться на имени Антона Семеновича Макаренко. О выдающемся вкладе ученого в развитие педагогики свидетельствует тот факт, что в 1988 году среди имен четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, организация ЮНЕСКО назвала его имя.

К опыту педагога и в советское время, и в современный период специалисты относятся неоднозначно, хотя наследие А.С. Макаренко ориентировано на будущее – на «педагогику завтрашнего дня».

Антон Сергеевич Макаренко дал пример массового перевоспитания детей-беспризорников, он выступил с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм.

Руководствуясь принципом диалектического единства личности и общества, Макаренко сумел соединить обучение и воспитание детей с производительным свободным творческим трудом. Он стал одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развил теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.

В наследии А.С. Макаренко четко определяется фундаментальная задача педагогики – выявление закономерностей взаимодействия педагогических целей, педагогических средств и результатов педагогической деятельности.

Несмотря на то, что педагогическая деятельность А.С. Макаренко носила практико-ориентированный характер, в его наследии хорошо представлены методологический, теоретический, организационно-педагогический и технологический аспекты.

Развивая традиции гуманистической педагогики, А.С. Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и богатством подлинно гуманных отношений людей. Те гуманные отношения, которые организовывал педагог А.С. Макаренко, соответствовали ведущему тезису гуманизма – «Человек есть наивысшая ценность на Земле». В этом направлении он выстраивал стратегию всего воспитательного процесса.

Из педагогического наследия А. С. Макаренко для современной науки очень важен опыт творческого развития личности. Обращая особое внимание на формирование опыта индивида, А. С. Макаренко неразрывно связывал становление индивидуального опыта с опытом коллективной жизни [1, с.47]. Он считал, что личный опыт одного индивида, обогащенный опытом другого индивида, влечет развитие внутренней деятельности, переживание новых жизненных смыслов, осознание их, что создает возможности для изменения отношения к жизненным явлениям самого человека.

Новая, личностно ориентированная парадигма образования предполагает, что обучающийся имеет собственные познавательные цели, а педагог осуществляет управление его учением, т.е. мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность. Такая характеристика деятельности педагога и обучающегося соответствует личностно ориентированному, системно-деятельностному, компетентностному подходам к обучению и воспитанию.

А. С. Макаренко не употреблял термин «деятельностный подход», но перед нами предстает психолого-педагогическая структура, характерная для проявления деятельностного подхода к формированию внутренней деятельности индивида: мотив (как побудитель деятельности, имеющий личностный смысл), – цель (как образ личности, который складывается в сознании индивида), – способы деятельности (как направленность на реализацию потенциалов личности (интеллектуальных, эстетических и др.) – результат (как реальное изменение личности – социальное, духовное и др.).

Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося [2].

Рассмотрим деятельностный аспект обучения в соответствии с идеями А.С. Макаренко. У педагога А.С. Макаренко – в центре внимания человек действующий. В условиях действия: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным инициатором, деятелем и контролёром; б) по мере взросления обучающиеся всё более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) обучающиеся выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл; г) на занятиях осуществляется взаимодействие с преподавателем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Ведущее место в системе А. С. Макаренко занимают принципы природосообразности, саморазвития, самовоспитания, преемственности поколений. Процесс интегрирования природосообразных и социокультурных факторов воспитания пронизывает всю педагогическую систему А. С. Макаренко.

Методологической основой, на которую опирался А.С. Макаренко, является совокупность принципов и подходов педагога к организации теоретической и практической деятельности [3]. В этой деятельности А.С. Макаренко применял социологический и аксеологический подходы к анализу педагогических явлений.

Социологический подход в научно-практической деятельности, раскрывая причины возникновения определённых педагогических явлений, механизмов их развития в существующих общественно- исторических условиях, помогал вскрыть закономерности развития общества и использовать их в практической деятельности.

Аксеологический подход А.С. Макаренко к анализу педагогических явлений помогал рассматривать их с точки зрения такого педагогического влияния на объект воспитания, которое позволяло относиться к нему как к субъекту. Это выражено в использованных им понятиях, которые имеют ценностное значение: «сознательная дисциплина», «труд-забота», «гордость за свою колонию» и др.

Благодаря применению этих подходов к исследованию педагогических явлений, педагог-новатор получил широкую, глубокую и достоверную информацию, использование которой способствовало значительному повышению эффективности практической деятельности.

Список литературы

Гриценко, Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и западного макаренковедения) [Текст]: Монография / Л. И. Гриценко. – Волгоград, 1997. – 264 с.

Инновационный подход А.С. Макаренко к исследованию педагогических явлений. [Электронный ресурс]: Режим доступа: lithttps://vuzlit.ru/439990/innovatsionnyy_podhod_makarenko_issledovaniyu_pedagogicheskih_yavleniy

Методология А.С. Макаренко [Электронный ресурс]: Режим доступа:li https://studwood.ru/1039085/pedagogika/metodologiya_makarenko

Просмотров работы: 101