Актуальность данной работы обуславливается важностью обеспечения работы с документированной информацией, образующейся в деятельности архива организации. Документированная информация организации имеет историческое, социальное, экономическое и политическое значение, составляет часть Архивного фонда Российской Федерации. Хранение, комплектование документов архива организации является важной составляющей любой организации и требует оперативную подготовку.
1.1. Основные понятия структуры, функции основ документационного обеспечения работы с документированной информацией, образующейся в деятельности архива организации
Любая организация (учреждение) не зависимо от формы собственности и организационно-правовой формы является владельцем документированной информации. Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. [1].
Документированная информация организаций, предприятий, имеющая историческое, научное, социальное, экономическое и политическое значение, составляют государственную часть Архивного фонда Российской Федерации, подлежат хранению в архивах.
Основными задачами архива организации являются:
комплектование архива документами, состав которых предусмотрен положением об архиве;
учет и обеспечение сохранности документов;
создание научно-справочного аппарата к документам архива;
использование хранящихся в архиве документов;
подготовка и передача документов, относящихся к Архивному фонду Российской Федерации, на постоянное хранение в соответствии со сроками и требованиями, установленными Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации.
Для организаций, осуществляющих временное депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, основные задачи архива определяются в соответствии с соглашениями и договорами, заключенными ими с учреждениями Федеральной архивной службы России.
В целях выполнения основных задач архив осуществляет следующие функции:
ведет списки организаций и (или) структурных подразделений организаций - источников комплектования архива;
принимает упорядоченные документы структурных подразделений организации и организаций - источников комплектования архива;
учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив документов;
создает и поддерживает в актуальном состоянии научно-справочный аппарат к документам архива;
организует информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации, осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально-правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования;
проводит экспертизу ценности и осуществляет комплекс организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение;
осуществляет проверку правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций и других организациях - источниках комплектования;
организует работу по составлению номенклатуры дел организации;
оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям в работе с документами;
участвует в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления;
участвует в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления, в том числе в организациях - источниках комплектования архива.
Архивы организаций осуществляют прием электронных документов (ЭД), обеспечивают их сохранность, учет, отбор и использование, а также подготовку и передачу на государственное хранение. На хранение передаются ЭД в составе фондов организаций - источников комплектования архивов.
Все операции, осуществляемые сЭД при передаче на архивное хранение и в процессе хранения (перезапись, конвертирование в новые форматы, сжатие и др.), должны быть документированы для обеспечения аутентичности ЭД.
Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право:
требовать от структурных подразделений своевременной передачи в архив документов в упорядоченном состоянии;
контролировать правила работы с документами в структурных подразделениях и организациях - источниках комплектования архива;
запрашивать от структурных подразделений и организаций - источников комплектования необходимые для работы архива сведения;
участвовать в мероприятиях, проводимых Федеральной архивной службой России, органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации, федеральными архивами Российской Федерации, по вопросам архивного дела и документационного обеспечения управления. [3]
Архив совместно с руководителем организации несет ответственность за:
несоблюдение условий обеспечения сохранности документов;
утрату и несанкционированное уничтожение документов;
необоснованный отказ в приеме на хранение документов постоянного хранения и по личному составу подведомственных организаций, при ликвидации организации или изменении формы собственности;
нарушение правил использования документов и доступа пользователей к документам, установленных законодательством.
Учет документов в архиве организаций базируется на четко отработанной и оправдавшей себя системе, на принципах централизации и преемственности. Это значит, что в делопроизводстве в архиве организаций, а затем в государственных архивах применяются единые формы единиц учета (дело) и единые формы учета (опись и др.)
При реализации функций по приему, учету, обеспечению сохранности и передаче дел на постоянное хранение, архив организации проводит соответствующие мероприятия, документирование которых, в целях обеспечения аутентичности является обязательным.
1.2. Законодательная база основ документационного обеспечения работы с документированной информацией, образующейся в деятельности архива организации
Взаимоотношения организаций, учреждений должны осуществляться по единым общепринятым правилам. Вся работа с документами, начиная с момента их создания, получения до отправки или сдачи в архив, регулируется законами, комплексами нормативно-правовых и методических документов, которые и составляют государственную нормативно-методическую базу делопроизводства.[11]
Законодательство в области архивного дела включает в себя различные виды нормативных правовых актов и методических рекомендаций, которые в совокупности представляют собой сложный регулирующий механизм. Сориентироваться в законодательной базе с целью упорядочения работы архивной службы.
Современная нормативная правовая система в области архивного дела построена достаточно сложно (для непосвященных), но с точки зрения формальной логики вполне состоятельно.
Источником регулирования отношений в архивной сфере является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Он в свою очередь имеет базовое значение для законов, принятых на уровне субъектов РФ, правил работы с архивными документами, перечней документов со сроками хранения и другими нормативными документами, утвержденными или согласованными с архивными органами. Все вместе они выражают суть юридического регулирования в архивной сфере и обязательны к применению учреждениями и организациями всех форм собственности.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В первую очередь необходимо отметить, что данный закон распространяет свое действие на документы всех форм собственности: государственной (федеральной или субъекта РФ), муниципальной или частной. [3]
Закон устанавливает ряд терминов и определений, которые дополняет ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Но любой ГОСТ носит рекомендательный характер и используется как методическое пособие, поэтому все основные термины закрепляются законодательно.
Новый ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст взамен ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», введен в действие с 1 марта 2014 г.
Законом определены основные категории документов, передаваемых на государственное хранение и включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации (далее АФ РФ), а также определен договорной порядок включения в состав АФ РФ документов, находящихся в частной собственности.
Законодательно установлены сроки передачи документов в государственные или муниципальные архивы, что в первую очередь касается государственных и муниципальных организаций, а во вторую очередь негосударственных организаций, заключивших договор о передаче своих документов на постоянное хранение.
Определено, что государственные и муниципальные архивы со своей стороны составляют списки организаций, передающих им свои архивные документы на постоянное хранение и для включения в состав АФ РФ, т.е. списки источников комплектования. Включение в списки источников комплектования негосударственных организаций осуществляется по желанию последних и на основании договора.[12] Государственный или муниципальный архив вправе вести список и возможных (потенциальных) источников комплектования, т.е. организаций, с которыми только еще планируются или ведутся переговоры.
Особого внимания заслуживает положение закона о судьбе архивных документов в случае реорганизации, ликвидации или банкротства организаций. Коротко и суммарно можно определить следующую линию: архивные документы передаются правопреемникам, при реорганизации негосударственной организации условия и место дальнейшего хранения определяются учредителем, а «последним в очереди» будет государственный или муниципальный архив. В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в государственной или муниципальной собственности. [13]
Законодательно урегулированы порядок доступа и ограничения на доступ к архивным документам. Ограничения касаются в первую очередь доступа к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также содержащим сведения о личной и семейной тайне (в последнем случае ограничение устанавливается сроком на 75 лет со дня создания указанных документов). Здесь следует отметить, что положения Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ не распространяют свои действия на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов АФ РФ и других архивных документов (ст.2, п.2 указанного закона). Сложность заключается в том, что четко не прописана граница между собственно документом и архивным документом, а соответственно сферой влияния одного или другого закона.
Следует обратить внимание и на тот факт, что в соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» организации обязаны бесплатно предоставлять оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций.
Данный закон содержит и указание на то, что архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов, т.е. в данном случае в организацию.
Юридические лица, должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» является законом прямого действия, и субъекты Российской Федерации могут не принимать своих законов в этой сфере. Но так как после принятия в 1993 году «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» субъекты приняли свои законы, то после 2004 года большинство из них в эти законы внесли изменения и дополнения в соответствии с действующим федеральным законом.
Правила и инструкции для работы с архивными документами. Закон констатирует то или иное положение, а механизм его реализации раскрывается в правилах, перечнях, инструкциях и других нормативных документах.
Учитывая юридически определенную необходимость обеспечивать единообразие в отношении организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, организации в своей деятельности используют Основные правила работы архивов организаций, вышедшие в 2002 году. В связи с тем, что эти правила не проходили регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации,официально действующими считаются Основные правила работы ведомственных архивов 1986 года, утвержденные приказом Главархива СССР.
Правила не распространяются на документы, работа с которыми регламентируется законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». [4]
Основные правила работы архивов организаций названы не очень удачно, так как адресованы именно архивам организаций, что сужает круг пользователей. Однако по сути своей правила содержат описание намного большего спектра работ с документами в организациях, нежели можно судить по названию нормативного документа.
Значительное внимание в правилах отведено делопроизводственному блоку, а именно разработке номенклатуры дел; формированию дел в делопроизводстве; организации и проведению экспертизы ценности документов, порядку выделения их к уничтожению; подготовке дел к передаче в архив (архивохранилище) и другим вопросам.
Собственно «архивная» часть в правилах раскрывает следующие виды работ:
создание архива в организации, его задачи и функции, права и ответственность архива;
организация работы архива;
организация хранения, комплектования, учета и использования документов архива;
порядок передачи документов из архива организации на постоянное хранение. [19]
Главное на что следует обратить внимание: к правилам прилагаются все формы, необходимые в работе с архивными документами в организации от номенклатуры дел до описей.
К сожалению, сегодня эти правила по ряду позиций уже устаревают, но разработку новых правил тормозят не решенные вопросы отбора на хранение электронных документов. Должна быть сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве и архивах организаций; разработан порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы электронных документов; разработаны единые технологии, форматы, стандарты и регламенты архивирования электронных документов, обеспечения их долговременной сохранности и организации доступа к ним в наиболее удобной для пользователей форме.
Организации, в деятельности которых образуется значительное количество научно-технической документации, упорядочение которой имеет свою специфику, используют Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях 1988 года.
Для разработки и переработки собственной инструкции по делопроизводству организациям необходимо воспользоваться Правилами постановки делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 477. Описание видов работ по отдельным разделам указанных правил подходит для всех организаций, а не только для федеральных органов исполнительной власти.
Хорошим дополнением к правилам служат Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23 декабря 2009 года № 76.
Кроме собственно делопроизводственных сюжетов эти нормативные документы раскрывают следующие виды архивные работ:
текущее хранение документов;
подготовка их к передаче на архивное хранение;
уничтожение документов с истекшими сроками хранения;
передача дел на архивное хранение.
Организации в своей работе могут руководствоваться инструкциями по отдельным направлениям деятельности и видам работ с архивными документами, в том числе документами по личному составу. Это могут быть инструкции разработанные Росархивом или органами государственной или исполнительной власти. [6]
Следующий вид нормативных актов, регламентирующих работу с архивными документами, - перечни сосрокам хранения.
Перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения разрабатывает Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела в лице Росархива, утверждает их Минкультуры РФ. Применяется данный вид перечней государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в связи с обязанностью всех вышеперечисленных обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу.
Разработчиками перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения выступают заинтересованные министерства и ведомства. Росархив в лице Минкультуры РФ согласовывает эти перечни. Указанные нормативные документы содержат сроки хранения архивных документов, образующихся при осуществлении конкретных видов деятельности.
1.3. Нормативно-методическое обеспечение основ документационного обеспечения работы с документированной информацией, образующейся в деятельности архива организации
В 2002 г. Указом Президента РФ был введен в действие новый Классификатор правовых актов, по которому вопросы делопроизводства и архивного дела внесены в законодательство в области информации и информатизации. Правовая база архивного дела в современной России включает систему законов и подзаконных актов, регулирующих различные аспекты архивного дела: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. 2. Конституционное законодательство РФ (Конституция, Федеральные конституционные законы, Постановления Конституционного суда РФ). 3. Законодательство РФ (Федеральные законы, Законы РФ, нормативные акты Федерального собрания РФ, Указы и распоряжения Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов государственной власти, нормативные акты организаций и учреждений, относящихся к государственной собственности).[14] 4. Законодательство субъектов РФ 5. Нормативно-правовые акты местного самоуправления по содержанию, выделяя три группы: 1) фундаментальные – по всему комплексу вопросов архивной сферы; 2) по процессам комплектования, хранения, учета и вывода документов; 3) о доступе к архивным документам и их использовании. [15] По этому же признаку можно классифицировать и документы нормативно-методического характера, издаваемые Федеральным архивным агентством (Росархивом): многочисленные правила, инструкции, методические рекомендации, перечни, регламенты, административные регламенты и др. Рассмотрим основные действующие правовые и нормативно-методические акты федерального уровня, распределенные по названным трем группам. К числу актов фундаментального характера следует отнести в первую очередь принятый 22 октября 2004 г. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и «Положение о Федеральном архивном агентстве» (2004 г.). Второй из этих документов регламентирует деятельность федерального органа исполнительной власти в области архивного дела, а первый является основным правовым актом, который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ (АФ РФ) и архивных документов государственных и негосударственных учреждений, организаций и предприятий. В статье 4 закона прописаны полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области архивного дела; в статье 6 – состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов. Указано, что документы АФ РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно в государственных архивах, музеях, библиотеках, временно – в государственных органах и организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах. Вопросы управления архивным делом в Российской Федерации регламентируются третьей главой закона. Государственное управление архивным делом в России осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. В субъектах федерации подобные функции возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Управление же архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют муниципальные органы власти. Основные вопросы комплектования, хранения, учета и вывода документов также регламентируются названным выше законом. Согласно ФЗ, государственные органы или органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение определенных сроков хранения. [2]
Также следует отметить, что документы АФ РФ, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав их имущества. Государственному учету подлежат все документы АФ РФ независимо от места их хранения.
Источниками комплектования государственных и муниципальных архивов закон называет органы власти, организации и граждан, в процессе деятельности которых образуются архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы. Более конкретные сведения по определению источников комплектования содержит один из новых документов методического характера, подготовленный ВНИИДАД, – «Определение организацийисточников комплектования государственных и муниципальных архивов» (2012 г.), в котором даются рекомендации по формированию списков источников комплектования. Классификационная схема построения списка организаций-источников комплектования государственного, муниципального архива включает 21 раздел, выделенный по функциональному признаку: 1. Государственная власть в Российской Федерации, государственная власть в субъекте Российской Федерации, местное самоуправление; 2. Судебная власть Российской Федерации (Суд.Прокуратура) и т. д. Однако правовые акты не решают вопрос о месте хранения документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других федеральных организаций, расположенных на территории муниципальных образований.[20] Муниципальные архивы не имеют права хранить федеральные документы, но неясно, кто должен оплачивать хранение документов в случае их приема в государственные архивы. Что же касается негосударственных организаций, также не установлен порядок возмещения им расходов на осуществление отбора и передачи в государственные архивы документов, отнесенных к федеральной собственности [7].
Помимо ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в России действует ряд других законодательных актов, в которых рассматриваются вопросы хранения документов. Например, статья 89 ФЗ «Об акционерных обществах» гласит: «Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России». Налоговым кодексом РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов. [4]
Статья ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г № 38-ФЗ также содержит сведения о хранении документов: «Рекламные материалы или их копии, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров». Непосредственно для решения задач экспертизы ценности документов создана система нормативно-методических пособий, ведущее место в которой занимают перечни. Среди новейших – «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (2010 г.) и «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (2007 г.). [16] Необходимо назвать также закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.). Он, в частности, предполагает обязательную поставку в федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Эта норма вызывает много вопросов и практически не выполняется, поскольку происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного закона. Особое место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств об условиях функционирования их собственных архивов. [6]
Одним из главных требований, предъявляемых к мерам по обеспечению сохранности документов в архивах, является соблюдение пожарной безопасности. В связи с этим для архивов разработаны «Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации» (2009 г.). Что же касается доступа и использования архивных документов, то эти вопросы тесно связаны с понятием государственной, служебной, производственной, коммерческой и иных видов тайн. В качестве важнейших правовых актов данной тематики необходимо назвать законы «О персональных данных» и «О государственной тайне», часть 4 Гражданского Кодекса, часть 1 Налогового кодекса РФ, Таможенный кодекс РФ, ФЗ «Об актах гражданского состояния», указ Президента РФ от 30.11.1995 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», постановление Верховного Совета РФ от 23.07.1993 «О сроке доступа к архивным документам, относящимся к сфере деятельности внешней разведки» и др. Так, в ст. 13 Закона РФ «О государственной тайне» предусмотрено, что срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. Одним из новейших нормативно-методических документов являются «Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера» (2011 г.), где рассматривается специфика работы с персональными документами, содержащими конфиденциальную информацию, при исполнении запросов о трудовой деятельности, образовании, военной службе и т. п. Порядок обслуживания исследователей в читальных залах изложен в «Правилах работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации (1998 г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в настоящее время в законодательных и нормативно-методических актах отражены все основные вопросы организации архивного дела в стране и деятельности архивов разных типов и видов. Вместе с тем, пока еще юридически не закреплены четкие механизмы комплектования АФ РФ, не разработаны однозначные критерии доступа к архивной информации разного характера, не имеют правовой основы электронные архивы. Таким образом, правовая и нормативно-методическая база архивного дела в стране находится в стадии формирования и подлежит дальнейшему совершенствованию.
Архив совместно с руководителем организации несет ответственность за несоблюдение условий обеспечения сохранности документов, утрату и несанкционированное уничтожение документов, необоснованный отказ в приеме на хранение документов при ликвидации организации или изменении форм собственности, нарушение правил использования документов и доступа пользователей к документам, установленных законодательством.
Вся деятельность в архиве должна базироваться на правовой основе. Нормативно-правовую базу работы архива составляют помимо архивного законодательства нормы гражданского, административного и трудового права РФ, постановления и указы правительства, ведомственные нормативные акты.
Учет документов в архиве организаций базируется на четко отработанной и оправдавшей себя системе, на принципах централизации и преемственности. Это значит, что в делопроизводстве в архиве организаций, а затем в государственных архивах применяются единые формы единиц учета (дело) и единые формы учета
При реализации функций по приему, учету, обеспечению сохранности и передаче дел на постоянное хранение, архив организации проводит соответствующие мероприятия, документирование которых, в целях обеспечения аутентичности является обязательным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция РФ [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Федеральный закон Российской Федерации № 24 ФЗ от 20.02.95 «Об информации, информатизации и защите информации» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://base.garant.ru/10103678/
Федеральный закон Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – режим доступаhttp://base.garant.ru/12137300/
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной тайне» [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/
Федеральный Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
Федеральный закон Российской Федерации«Об обязательном экземпляре документов»» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5437/
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 г. Москва «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» » [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://rg.ru/2009/06/24/deloproizvodstvo-dok.html
ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461/333ec0789d0d87106250cb3f90cac4294946a059/
Методические рекомендации «Определение организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов»» [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://archives.ru/documents/rekomend_organization-istochniki-komplektovaniya.shtml
«Основные Правила работы архивов организаций» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=40984&fld=134&dst=100033,0&rnd=0.39241351261336077#03750876684204931
Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство "ТЕРМИКА", 2014 г. – 288 с.
Андреева В. И. «Делопроизводство: Организация и ведение» М., изд-во Кнорус, 2010[Электронный ресурс]. – режим доступа:https://docplayer.ru/35667784-V-i-andreeva-uchebno-prakticheskoe-posobie.html
Быкова Т.А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.пособие / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017.— 304 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.znanium.com
Жукова М.П. Перечень типовых управленческих документов в делопроизводстве организации Жукова М. П. К разработке нового Перечня типовых управленческих документов. // Отечественные архивы. 2010. № 4. С. 8.
Кошелева, Е. А. Проведение экспертизы ценности документов /Е. А. Кошелева // Секретарь-референт. – 2008. – № 11. – С. 42-45.
Непогода А.В., Семченко П.А. Делопроизводство компании М.: Омега-Л, 2008. - 506 с. - ISBN: 978-5-365-00934-9.
Рогожин М. Ю. «Организация делопроизводства предприятия» М., изд-во Кнорус 2010[Электронный ресурс]. – режим доступа:https://docplayer.ru/46474643-Rogozhin-m-yu-spravochnik-po-deloproizvodstvu-2-e-izd-obnovlennoe-cd-spb-piter-s-il-seriya-sovremennyy-ofis-menedzhment.html
Рогожин М. Ю. «Организация делопроизводства предприятия» М., изд-во Кнорус 2010
Храмцовская Н. А. Проблемы применения нового перечня типовых управленческих архивных документов. // Документ и делопроизводство на предприятиях. – 2011. No 1. С. 22 [Электронный ресурс]. – режим доступа:http://sif.vniidad.ru/index.php?url=/notices/index/IdNotice:7114/Source:default
Энциклопедия делопроизводства. Экспертиза ценности документов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.termika.ru