Москва подвержена воздействию большого количества загрязнителей. В первую очередь, автомобильного транспорта, затем идут энергетические и производственные объекты.
На сегодняшний день деградация лесных экосистем под воздействием разнообразных антропогенных факторов представляет собой актуальную проблему, которая усугубляется преимущественно на урбанизированных землях, где естественная среда испытывает совокупное увеличенное воздействие. Итогом изрядной и возрастающей антропогенной нагрузки на леса становится потеря их способности реализовывать экологические опции. Для недопущения деградации естественной среды создаются особо охраняемые природные территории (ООПТ), они превращаются в очаги возобновления предшествующего природного равновесия или ограничивают движение негативных преобразований. За состоянием ООПТ требуется формирование регулярного мониторинга [1]. В настоящее время имеется большое количество методов отображения антропогенного преобразования естественной среды, тем не менее, большая часть среди них не может обнаружить нарушения в экосистеме на начальном этапе преобразования ее экологического состояния. Наиболее значимы сведения о воздействии концентраций химических элементов в экосистеме на биологические объекты. Реакция древесных растений на техногенное влияние связано с разнообразными природными факторами [1].
Экотуризм несомненно можно отнести к самому экологически безвредному типу природопользования. Рационально разграничение видов экологического туризма по отношению к напряженности рекреационной деятельности при его практической организации на природоохранных землях, где функциональное зонирование обусловлено разнообразными режимами природопользования. Данное разделение должно осуществляться относительно двух допустимых положений. Первое базируется на том, что осуществляемый вид экологического туризма агрессивнее, если турист интенсивнее передвигается в естественно-природном пространстве. Напряженность устанавливается продолжительностью и темпом динамичного движения туриста с целью удовлетворения рекреационных нужд [17].
Особенность второго положения заключается в целесообразной эксплуатации природных рекреационных ресурсов. Суть положения представляется в следующем: научно-познавательные данные, которые несет в себе объект окружающей среды, необходимо применять как можно в более обширном масштабе. Вследствие этого, если данный объект или экологическая система чрезвычайно важные, то их потенциал не стоит эксплуатировать в общеознакомительных видах экологического туризма. Предпочтительнее подменить их менее ценными объектами, привлечение которых в рекреационно-ресурсный цикл не изменит особенностей туристского сервиса, однако уменьшит напряжение, оказываемое на редкие и уникальные объекты окружающей среды. В противоположность первой позиции разумное применение познавательного потенциала предоставляет возможность рационально распределять туристский поток на эксплуатируемой природной местности.
Общеустановленной формулировки экологического туризма на настоящий момент не имеется. Одной из разновидностей этого трактования является экотуризм, как динамичная форма рекреации, базированная на целесообразной эксплуатации природных благ. Он допускает отказ от культа удобства, массовых коммуникаций, общедоступности и использования все более многочисленных туристических благ, а взамен прививает иную систему ценностей, которой становятся восприятие природы, духовное обогащение от связи с ней, причастность к защите природного достояния и сохранение установившейся культуры местных сообществ.
Для развития экологической культуры, развития взаимосвязи человека и окружающей среды нужно развивать экологический туризм. Экотуризм должен иметь следующие цели: защита природы; поддержка местного населения высоко урбанизированных регионов; образование и воспитание; помощь в борьбе с экологическими проблемами. Об экотуризме будет уместно говорить и в случае посещения регионов с критической или нестабильной экологической ситуацией для ознакомления и организации помощи в восстановлении природного баланса.
Рекреационные ресурсы ООПТ могут эксплуатироваться исключительно как вспомогательные и подвластные ее природоохранным функциям. Совершенствование здесь туристской инфраструктуры может осуществляться лишь при приоритетном значении природосберегающих ограничений, и степень удовлетворения потребностей туристов должна характеризоваться именно данными ограничениями. Исключительный выход здесь видится в совершенствовании не массовых, а иных видов туризма, которые содействовали бы реализации основной задачи ООПТ – защите природных комплексов и в то же время способствовали бы достижению целей, связанных с экологическим просвещением и приобретением рекреационного эффекта. Вследствие этого, туристской специализацией ООПТ должно быть обслуживание туристов, для которых основными видами рекреации являются занятия, сформированные на минимальном использовании экологических ресурсов и живом общении с природой.
Для развития экологической культуры, экологического просвещения был разработан проект «Биоиндикация загрязнений окружающей среды на примере березы повислой в парке Покровское-Стрешнево». Главной задачей этого проекта было изучить основные источники загрязнения городского парка.
Объектом исследования был выбран парк Покровское-Стрешнево. Природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево» расположен на северо-западе Москвы, между Химкинским водохранилищем, Ленинградским шоссе, линией Московской окружной железной дороги и Волоколамским шоссе. Площадь парка - 238 га. Создан на базе парка бывшей усадьбы «Покровское-Стрешнево», объявленного в 1978 году памятником садово-паркового искусства [8].
Метод исследования. В качестве метода была выбрана - фитоиндикация. Морфологические исследования растений играют значимую роль в публикациях, связанных с природоохранной деятельностью. Для диагностики влияния загрязнений на морфологические параметры используются методы оценки флуктуирующей асимметрии [4].
Флуктуирующая асимметрия (ФА) отображает несущественные расхождения между левой и правой сторонами и представляет собой результат ошибок в ходе индивидуального формирования организма. Даже едва заметные девиации показателей окружающей среды определяет параметр ФА. При удовлетворительном состоянии окружающей среды разница между правой и левой сторонами минимальная. С обострением загрязнения окружающей среды увеличивается и показатель ФА [5].
Хорошими биоиндикаторами являются листья березы повислой (Betula pendula Roth.), дерева с высокими поглотительными свойствами. По мере накапливания токсических веществ, в процессе формирования листовой пластины, возникает деформация листа и замедление ростовых процессов. Соответственно, использование показателей флуктуирующей асимметрии листовой пластинки берёзы повислой (Betula pendula Roth.), в настоящее время, рекомендовано в нормативных документах экологических служб [4].
Рисунок 1 - Точки отбора листьев для исследования.
Показатели флуктуирующей асимметрии берёзы повисло (Betula pendula Roth) на обследованных территориях представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели флуктуирующей асимметрии берёзы повислой на обследованных территориях.
Место сбора |
Значение показателя асимметричности |
Балл |
Качество среды |
Точка 1 - 300м от Ленинградского шоссе |
0,068 |
5 |
Критическое состояние, отклонение в стабильности развития |
Точка 2 - 600м от Ленинградского шоссе |
0,036 |
1 |
Условная норма |
Точка 3 - 1000м от Ленинградского шоссе |
0,029 |
1 |
Условная норма |
В результате исследования выявлено, что в точке 1 показатель асимметричности = 0,068, что соответствует критическому состоянию окружающей среды, имеются отклонения в стабильности развития.
В точке 2 (x = 0,036) и точке 3 (x = 0,029) показатели асимметричности соответствуют нормальному состоянию качества среды.
Таким образом показатели флуктуирующей асимметрии берёзы повисло (Betula pendula Roth) на расстоянии 300 м от Ленинградского шоссе больше подвержены влиянию загрязняющих веществ от автомобильного транспорта.
Выводы.
1. Особо охраняемые природные территории играют центральную роль в развитии экологического туризма, экологического просвещения и экологической культуры, так как расположены в наиболее живописных, привлекательных, интересных с познавательной точки зрения местах, формируют отношение местного населения к конкретному природному резервату и существующим на его территории экологическим ограничениям на хозяйственную деятельность.
2. В результате исследования выявлено влияние автомобильных выбросов на асимметрию листовых пластинок берёзы повислой (Betula pendula Roth) на расстоянии 300 м от шоссе и значение показателя асимметричности составило 0,068.
3. Использование березы повислой (Betula pendula Roth.) в качестве индикатора загрязнения окружающей среды получило широкое распространение высокими поглотительными качествами.
Список литературы:
Андреев Д.Н. Экогеохимическая диагностика антропогенной трансформации особо охраняемых природных территорий / Д.Н. Андреев // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук / Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2012
Арустамов Э.А. и др. Природопользование. Учебник для вузов. Гриф Минобрнауки РФ. Москва, ИТК «Дашков и К», 2008.
Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.П. Мелехова, Е.И. Егорова, Т.И. Евсеева и др.; под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
Боголюбов А. С. Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев березы. – Калуга: «Экосистема», 2002. – 10 с.
Булохов, А.Д. Фитоиндикация и ее практическое применение [Текст] / А.Д. Булохов. – Брянск: Изд-во БГУ. – 2004. – 245 с.
Власов И.И., Надежкина Е.В. Оценка некоторых аспектов экологической обстановки Северо – Западного округа г. Москвы / И.И. Власов, Е.В. Надежкина // Современные проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения. 2012. Москва. РГАЗУ. С. 51 – 54
Власов И.И., Надежкина Е.В. Роль зеленых насаждений в городе / И.И. Власов, Е.В. Надежкина // Современные проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения. 2012. Москва. РГАЗУ. С. 18 – 21
Власов И.И., Надежкина Е.В. Биоиндикационная оценка растительного покрова / И.И. Власов, Е.В. Надежкина // Актуальные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук на рубеже XXI века. 2013. Москва. РГАЗУ С. 32 – 34
Захаров В.М. Асимметрия морфологических структур животных как показатель незначительных изменений состояния среды / Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981.Т.4. – С.59-66.
Захаров В.М. Анализ гомеореза как метод биомониторинга / Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. Т.7. – С.72 – 77.
Захаров В.М. Онтогенез и популяция (стабильность развития и популяционная изменчивость) / Экология. – 2001. №3. – С. 177 – 191.
Захаров В. М. Здоровье среды: методика оценки / Баранов А. С., Борисов В. И. и др. // Оценка состояния природных популяций по стабильности развития: методологическое руководство для заповедников. – М.: Центр экологической политики России, 2000. – 66 с.
Захаров В.М. Здоровье среды: методика оценки / Баранов А.С., Борисов В.И., Валецкий А.В., Кряжева Н.Г., Чистякова Е.К., Чубинишвили А.Т. // Центр экологической политики России, Центр здоровья среды. – М., 2000. – 68 с.
Захаров В.М. Здоровье среды: практика оценки / Чубинишвили А.Т., Дмитриев С.Г., Баранов А.С., Борисов В.И., Валецкий А.В., Крысанов Е.Ю., Кряжева Н.Г., Пронин А.В., Чистякова Е.К. – Центр экологической политики России. Центр здоровья среды. – М., 2000.– 320 с.
Захаров В.М. Биотест: интегральная оценка здоровья экосистем и отдельных видов / Кларк Д.М. // Моск. отделение МФ «Биотест». – М., 1993. – С.68
Захаров В.М Анализ морфологической изменчивости как метод оценки состояния природных популяций /Яблоков А.В. //Новые методы изучения почвенных животных в радиоэкологических исследованиях. – М.: Наука,1985. – С.176 – 185.
Рудский В.В. Экологический туризм: новые тенденции развития // Эко- и агротуризм: перспективы развития на локальных территориях: Материалы Международной научно-практической конференции 22-23 апр. 2010 г. Барановичи – РИО БарГУ, 2010. – С. 103-107.
Лукичев А.Б. Сущность устойчивого и экологического туризма // А.Б. Лукичев // Российский Журнал Экотуризма. – 2011. – № 1. – С. 3-6.
Мосэкомониторинг http://www.mosecom.ru