ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) РУКОВОДИТЕЛЕЙ-ЛИДЕРОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (SOFT SKILLS) РУКОВОДИТЕЛЕЙ-ЛИДЕРОВ

Соснина Э.А. 1, Голубина О.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выполнение управленческих задач – процесс, который задействует значительные умственные и физические ресурсы. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что интенсивность личного труда руководителя постоянно возрастает, а вместе с тем возрастает и значение Soft Skills, надпрофессиональных качеств, к которым относятся лидерство, коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, критическое мышление и прочее. [1, c. 385]. Важность развития надпрофессиональных качеств таких как стрессоустойчивость, увеличивается, когда речь идет о профессиональном руководстве и управлении в условиях Арктики (например, территория Архангельской области).

Около 45% веса человека составляют мышцы – от их работы зависит работа всех систем человеческого организма, и в первую очередь – сердечно-сосудистая. Важнейшим средством укрепления сердечно-сосудистой системы является регулярная физическая тренировка мышц. Физическая нагрузка закаляет аппарат вегетативного обеспечения функция организма, который в наибольшей мере страдает от эмоциональных напряжений. [1, c. 389].

В современной науке выделяют три пути влияния физической нагрузки на способность обучения:

1) физическая нагрузка способна подготовить организм воспринимать абсолютно новую информацию. Данная функция возможна благодаря определенным нейротрасмиттерам. Допамин (Dopamine) – трансмиттер, который отвечает за процесс изучения, обучения, отвечает за мотивацию, получения удовольствия от процесса обучения; серотонин (Serotonin) – трансмиттер, отвечающий за контроль тела, его эмоции; норэпинефрин (Norepinephrine) – трансмиттер, который отвечает за внимание и концентрацию. Физическая нагрузка аккумулирует и балансирует уровень всех вышеперечисленных трансмиттеров естественным и сбалансированным способом, что ведет к повышению усидчивости и влечет к продуктивности руководителя в процессе обучения и получения новых профессиональных знаний, а также дальнейшее применение их в профессиональной деятельности;

2) физические нагрузки способствуют эффективной свези головных клеток, нейронов, что ведет к ускорению химико-биологических связей между нейронами, высокая скорость которых ведет к улучшению работы мозговых процессов, восприимчивости к новой информации. По результатам исследования, в процессе которого опытная группа повышала уровень ежедневной активности, и как результат скорость изучения иностранных языков опытной группы увеличилась в среднем на 20 %.

В ходе выполнения сложных моторных упражнений, требующих высоко развитой координации в движениях, активируют часть мозга – мозжечок (Cerebellum), от которой зависят ментальные и социальные функции руководителя.

3) физическая нагрузка способствует нейрогенезу – созданию, рождению новых «мозговых» клеток. [2, с. 243]. Вопреки обыденному мнению о невозможности восстановления нервных клеток, спорт и физические нагрузки способствуют развитию новых нервных клеток – нейронов –непосредственных участников мозговых процессов. От количества нейронов зависит качество и скорость интеллектуальной деятельности руководителя. [2, с. 251].

Вопрос – как ввести в привычный образ жизни полезные мероприятия для повышения продуктивности менеджера и руководителя?

Норвежский психологический тренер Эрик Бертран Ларссен предлагает воспользоваться опытом Вооруженных сил Норвегии и ввести в свое планирование рабочей недели экспериментальную «Адскую неделю» – комплекс тренировочно-психологических мероприятий, цель которых достичь границы предела потенциальных возможностей человека. [3, с. 152]. Мотивационный тренер отмечает, что человек может контролировать собственные мысли и то, как справляется руководитель с разными ситуациями и обстоятельствами. Стрессовые и критические ситуации успешно можно пережить посредством физических упражнений, например, пробежка оказывает мгновенный эффект на психику руководителя. Нет необходимости выполнять тренировку до конца, чтобы почувствовать все эффекты, достаточно сделать несколько упражнений – это уже изменит состояние руководителя, т.к. трансмиттеры уже начали свою работу! Ларссен отмечает, что большую роль в стрессоустойчивости руководителя играет его контроль эмоций, поскольку именно они в значительной степени управляют состоянием менеджера. Движения тела – эффективные и доступные способы контроля – они напрямую связаны с алгоритмом эмоций. Например, тривиальное держание прямое спины и расправление плеч мозг ассоциирует с храбростью и уверенностью в себе, что позволяет с большей долью успеха вести переговоры или иную профессиональную деятельность менеджера. Необходимо отметить, что деятельность психолога приходилась также на страну, относящейся к арктической территории (Норвегия), что позволяет пристально рассматривать опыт его методик и исследований как достойный материал для данного исследования.

Связь интеллектуальных способностей и спорта. Люди, которые занимаются спортом, имеют хорошие когнитивные показатели, чем люди, ведущие исключительно сидячий образ жизни, в долгосрочной памяти, умении анализировать информацию, внимании, умении решать проблемы, умении быстро реагировать в плане когнитивной реакции, абстрактном мышлении и умении импровизировать. [4, с. 290].

Во-первых, физическая нагрузка приводит к тому, что «коктейль нейротрансмиттеров» в головном мозге приобретает баланс благодаря успешной коммуникации клеток головного мозга между собой. Правильный баланс нейротрансмиттеров в определенных участках головного мозга обеспечивают мотивацию, концентрацию и физиологические показатели сна, веса и прочее. Действие физических нагрузок можно сравнить с психотропными препаратами, применяемыми для лечения депрессии, которые также нацелены на понижение или повышение определенного вида нейротрансмиттера в организме. Повышает или понижает таргетируемый ими нейротрансмиттер по всему мозгу одновременно, что может породить дисбаланс, оптимальный способ достижения баланса нейротрансмиттеров для успешного функционирования всего организма человека, а также повышения его профессиональных качеств. Таким образом, физические нагрузки оказывают своего рода оздоравливающий эффект во всех сферах жизни, в том числе и профессиональной, способствуя развитию управленческих качеств.

Во-вторых, во время занятия спортом кровеносная система выделяет оксид азота, вещество, которое помогает регулировать качество протекания крови по организму, что приводит к более качественному и полному проникновению кровеносных сосудов в организме человека, ч том числе и в отдел мозга гиппокамп, ответственный за память человека.

В-третьих, спорт стимулирует выработку BDNF-протеина в мозгу, ученые называют этот протеин «удобрение для мозга», потому что он сохраняет нейроны мозга молодыми и здоровыми, а также способствует нейрогинезису, который также происходит в гиппокампе.

Исследования говорят, что для оптимального эффекта на когнитивные способности, следует заниматься спортом на протяжении минимум 4 месяцев 30 минут 2-3 раза в день, а при прекращении физических упражнений когнитивные способности возвращаются к начальному уровню. [4, с. 310].

Стратегически верным решением будет использование и управление влиянием физических нагрузок и здорового образа жизни на человека в качестве инструмента развития мягких качеств (soft skills). Благодаря регулярным физическим нагрузкам в течение длительного времени поддерживается стабильный интенсивный ритм деятельности руководителя Арктических и приарктических территорий в условиях высоких нервных перегрузок и возрастающей сложности производственного труда в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

Список используемой литературы:

1. Резник С.Д., Бондаренко В.В., Удалов Ф.Е. и др. Персональный менеджмент: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 558 с.

2. Dr. John J. Ratey. Spark! – Quercus Publishing, 2010. – 304 с. URL: https://wordery.com/spark-dr-john-j-ratey-9781849161572#oid=1311 (дата обращения: 15.12.2018);

3. Ларссен Э.Б. Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей; пер. с англ. И. Айзятуловой. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016 – 367 с.

4. Э. Штернберг. Нейрологика: Чем объясняются странные поступки, которые мы совершаем неожиданно для себя – М.: Альпина Паблишер, 2017 – 394 с.

Просмотров работы: 54