В начале - середине 1990х годов в РФ происходит кризис в сфере материального производства. В связи с этим наблюдался переход работников к сфере сервиса. Наряду с этим происходит резкий спад производства, а также объема потребления массовых социальных и культурных услуг, медицинских, санаторно-оздоровительных, туристских. Сфера услуг продолжала оставаться в экономическом и организационном отношении во многом бесполезной к целому ряду общественных потребностей. Многие виды новых услуг отличались высокой ценой, то есть они были ориентированы на относительно небольшое количество населения. При этом частный капитал был не склонен осваивать малорентабельное сервисное производство необходимое обществу и стране. В собственности государства и местных органов власти полностью или частично оставался ряд направлений сервисной деятельности: услуги связи, железнодорожный и городской транспорт, жилищно-коммунальные услуги, образование, здравоохранение, а также значительная часть социально-культурных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов растут тарифы на обслуживание, а также увеличивается доля коммерческих услуг.
Своеобразным импульсом в деле освоения сервисных нововведений оказался финансовый кризис 1998 года, способствовавший банкротству значительного числа организаций сферы сервиса. Однако в неблагоприятных условиях другие предприятия были вынуждены проявить повышенную стремительность и гибкость, реагируя на требования стремительно меняющуюся рыночную конъюнктуру и потребительский спрос.
Многие сервисные организации социального и культурного профиля, продолжая работать на базе государственного финансирования, начинают осваивать новые виды обслуживания, начинают оказывать коммерческие услуги.
В Российской Федерации за последние 15 лет массовое развитие получил рынок рекламных услуг. Лидирующее место в сфере услуг занимает средний и малый бизнес. В конце 90-х годов структура малого бизнеса представляла собой: наибольшая доля приходилась на бытовые услуги (38,2%), услуги пассажирского транспорта (18%), услуги правового характера (14%), услуги связи, туристско-экскурсионные, медицинские, ветеринарные, образовательные и т.д.
Практически с начала 90-х годов в России наблюдается приток предпринимательской и рабочей силы из развивающихся стран. Россия расположена на огромной территории северной и центральной части материка Евразия, поэтому здесь проявилось немало общемировых тенденций развития услуг и сервисной деятельности. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но недостаточно обжитой территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных миров, свойственных населению страны.
Первичными потребностями, на которые ориентировались семейно-бытовые процессы и общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного жилища, теплой одежды, пищи, которая возмещала бы ресурсные затраты организма в сложных жизненных условиях, создания возможности передвижения по обширной территории и осуществления культурных коммуникаций людей. Здесь можно отметить первую сложность для развития отечественной сферы услуг. Чтобы произвести нужные по объему и качеству товары, а также сохранить их, доставить до потребителей, требовалось затратить гораздо больше времени и сил, чем в благоприятных климатических условиях. Для этого нужно было прокладывать железнодорожные пути и автомобильные дороги – это одна из самых больших трудностей. Очень резкие перепады дневной и ночной, летней и зимней температуры воздуха, частое таяние и замерзание воды на дорожных покрытиях быстро портило и придавало вид бездорожья трассам. Все это в немалой степени определяло характер ремесленных занятий, связанных со строительством дорог и жилья, пошивом одежды, бытовым обслуживанием.
Немалое своеобразие в развитие отечественных процессов экономической деятельности вносило также хозяйственное и этнокультурное многообразие российского общества. Начиная с 15 века, в территорию российского государства постоянно включались земли, на которых жили представители разных сообществ, имевших разнообразную культуру. Гражданами страны становились народы с разным укладом жизни и привычками, традициями и сторонники разных религий. Объединяющим фактором для такого разного в хозяйственном и духовном отношении сообщества выступала русская культура. Также таким фактором являлся русский язык, который был государственным языком и средством межнационального общения. Это всё непосредственным образом оставило «отпечаток» в развитии услуг. Так, у разных этнических групп и культурных сообществ были неодинаковые представления о социальных запросах, различное понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и продвинутые формы обслуживания, которые шли из Западной Европы, поначалу укоренялись в городах, но среди образованных слоев населения, имели мало шансов быстро распространиться по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия жизни, а также массовая привычка жить устоявшимся укладом, по старинке.
Таким образом, современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами, однако уровень этого развития неуклонно растет.
Литература
1. Велединский, В. Г. Сервисная деятельность/ В. Г. Велединский - М.: КНОРУС Бакал, 2013.
2. Виноградова, С. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: Учебное пособие для бакалавров./ С. А. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2014.
3. Недякин, М. Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит./ М. Недякин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Неретина, Т. Г. Основы сервисной деятельности: учебно-методический комплекс. / Т. Г. Неретина. - М.: МПСИ, 2013.
5. Свириденко, Ю. П., Хмелев, В. В. Сервисная деятельность: Учебное пособие / Ю. П. Свириденко, В. В. Хмелев. - М.: Альфа-М, 2011.