ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ К ТОВАРАМ МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ К ТОВАРАМ МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Шенягина В.А. 1, Мендеева Я.Г. 1
1Ивановский филиал РЭУ им.Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как для России в целом, так и для отдельных регионов страны, вопрос эффективной торговли продукцией местных товаропроизводителей, направленной на изменение структуры товарного рынка и выбора стратегического направления его развития, является актуальным, так как его решение позволит полностью освободиться от заграничной «зависимости» обеспечения продуктами питания, создаст условия для удовлетворения населения страны отечественной продукцией и воспитает лояльность к ней [1].

Динамичное развитие рыночных отношений обуславливает взаимосвязь предприятий розничной торговли и отдельных местных товаропроизводителей. Однако по данным Департамента экономического развития и торговли Ивановской области в целом представленность товаров местного производства в торговых объектах региона по состоянию на конец 2017 года составляет менее 20%, хотя ряду товаров, например, по мясу птицы, она достигла 65%, по хлебобулочным изделиям – 75% [2]. При этом имеется ряд обстоятельств, затрудняющих, в настоящее время, поступления товаров местных производителей на прилавки магазинов крупных федеральных и региональных сетей, работающих в Ивановской области.

Однако, как показывают данные социологического исследования рынка розничной торговли города Иванова, население довольно лояльно относится к продовольственной продукции, произведенной в регионе: всего лишь 10, 8 % высказали недоверие продуктам бренда «Покупай Ивановское!». При этом 11,6 % респондентов готовы отдать предпочтение товарам ивановских производителей, даже если они будут стоить дороже других товаров. Полученные данные позволяют судить о том, что в мотивации к покупке ивановских товаров потребители видят не только возможность приобрести качественный и знакомый товар, но и поддержать региональную экономику.

Для выявления проблем и разработки мероприятий, предлагается проведение диагностики деятельности розничных предприятий, торгующими товарами местных производителей

Для создания условий стабильного положения на рынке необходимо разработать и реализовать стратегию управления лояльностью покупателей, приобретаемых продукцию местных производителей. Это даст возможность:

- развивать бизнес в регионе местным производителям;

- реализовать инвестиции в товар;

- создавать рабочие места;

- пополнять региональный бюджет (рис.1).

Наименование действия Результат

Расширение сферы бизнеса местных товаропроизводителей

Рост численности предприятий, продающих местную продукцию и увеличение объема реализации такой продукции

Реализация стратегии управления лояльностью покупателей

Рост прибыли и пополнение бюджета региона

Расширение клиентской базы

Рисунок 1 - Направления реализации стратегии управления лояльностью покупателей

Разработку стратегии лояльности покупателей необходимо производить, ориентируясь на покупателя и его индивидуальные особенности [3].

С этой целью всех покупателей можно разделить на группы по критериям лояльности и прибыльности:

1-я группа – покупатели лояльны и прибыльны;

2-я группа – покупатели прибыльны, но не лояльны;

3-я группа – некоторые лояльны, но не прибыльны;

4 –я группа – не прибыльны, не лояльны.

Формирование стратегии лояльности покупателей представляет собой матрицу, которая служит основой для основных стратегических направлений взаимодействия с группами покупателей в рамках предлагаемой стратегии.

В таблице 1 представлена матрица стратегии управления лояльностью покупателей и прибыльностью розничных предприятий, реализующих продукцию местных производителей [3].

Таблица 1 - Матрица «лояльность покупателей – прибыльность розничных предприятий»

лояльность покупателей

прибыльность розничных предприятий

низкая

средняя

высокая

слабая (до 50%)

1

2

3

средняя (50 -75%)

4

5

6

сильная (75-100%)

7

8

9

Выбор критериев матрицы – лояльность покупателей и прибыльность розничных предприятий торговли – объясняется их взаимосвязью: чем выше лояльность покупателей к продукции местных производителей на потребительском рынке, тем выше прибыльность розничных предприятий.

Поле 1 (квадрат «слабая - низкая») – характерна для 4 – ой группы покупателей, которая пользуется очень редко товаром местных производителей, обеспечивает малый процент доли рынка и не приносит прибыли. Это стратегия дифференциации покупателей: разделение прибыльных покупателей от неприбыльных.

Поле 5 (квадрат «средняя-средняя») – характерна для 2-ой или 3-ей группы покупателей, которые ориентированы на не высокий спрос на товар, низкую выручку или поддержания частичной покупательской лояльности. Это стратегия поддержания потребительской лояльности при взаимоотношениях с покупателями или стратегия поддержания потребительской лояльности для увеличения потребительской выручки.

Поле 9 (квадрат «сильная - высокая») – характерна для 1-ой группы покупателей, характеризуется достаточным спросом на предлагаемый товар, хорошего качества, высокой долей рынка. Это стратегия формирования стратегии потребительской лояльности покупателей, ориентированной на удовлетворение их потребностей.

Таким образом, розничным торговым предприятиям, реализующим товары местных товаропроизводителей, необходимо ориентироваться на стратегию формирования потребительской лояльности покупателей как инструмент, который позволит не только насытить региональный товарный рынок, но и развивать бизнес в регионе местным производителям, создавать новые рабочие места и пополнять региональный бюджет. Однако достижение поставленной цели невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и обеспечения стабильности экономики региона.

Список использованных источников

1. Ананьев М.А. Методические подходы разработки программы развития региональной системы продовольственного обеспечения на потребительском рынке // Выполнено в рамках проекта № 1.9544.2017/Б4 «Методология развития концепции и реализации организационно - экономического механизма стратегического управления продовольственной безопасности РФ».

2. Департамент экономического развития и торговли Ивановской области [Электронный ресурс] – режим доступа http://derit.ivanovoobl.ru/.

3. Балашова Е.А., Кузнецова И.Д. Лояльность как фактор устойчивости розничных предприятий на потребительском рынке // Экономика и менеджмент систем управления. – 2018. – № 2.2 (28). – С.204-210.

Просмотров работы: 6