ЗНАЧЕНИЕ ШТРАФНОГО БРОСКА В БАСКЕТБОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЗНАЧЕНИЕ ШТРАФНОГО БРОСКА В БАСКЕТБОЛЕ

Фролович В.В. 1, Хлюстов А.В. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Баскетбол – это контактная игра, в которой очень часто происходят нарушения правил, так называемые фолы. Штрафной бросок (от англ. freethroy, буквально «свободный бросок») в баскетболе выполняется в случае фола в момент выполнения броска (персональные фолы), не спортивных, технических и командных фолов. Штрафной бросок – это предоставляемая игроку возможность набрать легкие очки без помех с линии штрафного броска. Таким образом, штрафной бросок может решить исход матча в баскетболе, ведь он позволяет беспрепятственно набирать очки в атаке, которые могут переломить ситуацию в сторону проигрывающей команды или укрепить положение в игре выигрывающей стороны.

Поэтому такую ситуацию стоит воспринимать не только как случайный шанс заработать дополнительные очки, но и как одно из направлений отработки общей техники броска одной рукой [1].

Целью данной работы является определение важности штрафного броска и необходимости его тренировки.

Задачи:

1. Обзор и анализ научных источников.

2. Определить процент попаданий штрафных бросков студентов.

3. Выявить лучшие упражнения для тренировки штрафного броска.

Организация исследования. В исследовании принимали участие студенты САФУ 28 юношей и 25 студентов девушек 1 курса разных высших школ, занимающихся баскетболом. Норматив штрафного броска для юношей – 5 попаданий из 10 бросков (50%), а для девушек – 4 попадания из 10 бросков (40%). Техника и результативность штрафного броска тренировалась в ходе учебно-тренировочных занятий по баскетболу. Занятия проходили 2 раза в неделю. При выполнении норматива студенты выполняли десять (10) бросков с линии штрафного броска и считали попадания. При этом игрок мог использовать любой вид броска, но при этом не имеет права касаться линии штрафного броска или площадки по ту сторону линии, пока мяч не достигнет корзины или щита.

В ходе исследования выявили, что у юношей средний процент попаданий с линии штрафного броска составил 50,4%, у девушек - 40,8%, что соответствует норме (см. рис.1). Таким образом, мы видим, что у студентов достаточно хорошо натренирован штрафной бросок, и выделение времени на его тренировку на занятиях оправдывает себя. Однако, в дальнейшем необходимо увеличивать эти показатели.

Рис. 1. Средний процент попаданий у девушек и юношей.

Исход матча - это непредсказуемая ситуация (особенно, если команды равные по силе), поэтому выполнение штрафного броска, казалось бы, не заслуживает большого внимания. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что успешность команды в совершении штрафных бросков коррелируется с её общей успешностью в игре. Исследование факторов результативности штрафных бросков в студенческих командах показало, что команды, выполнявшие более точные штрафные броски, имели на 16,7% большую вероятность победы в матче [4].

Исходя из обзора и анализа научных источников, ситуационные задания, которые формирует тренер, могут помочь отработать штрафные броски в разном темпе и при разных условиях. Сам фактор соревновательной деятельности и выполнение упражнений больше всего влияют на точность и успешность штрафных бросков [2].

Рыбалкин С.Н. из Волгоградской государственной академии физической культуры предположил, что такая низкая эффективность многообещающих методик может быть объяснена следующими причинами:

- несоответствие тренировочных методов повышения результативности штрафных бросков условиям реальных соревнований;

- игнорирование некоторых важных факторов, способных изменить точность броска;

- недостаточный технологический уровень проработки методики, которая должна представлять собой чёткий регламент тренировок [3].

Учёный исследовал несколько десятков упражнений, из которых выбрал только девять, наиболее подходящих для тренировки результативности штрафных бросков в баскетболе: пять вариантов командного позиционного нападения и четыре варианта защиты от нападения. Упражнения были сформированы в единый комплекс. Исследование на профессиональных игроках показало, что наиболее эффективным будет выполнение этого комплекса в течение 5 минут. Все эти упражнения должны выполняться соревновательно, так, чтобы каждая группа попеременно играла за нападающих и за защиту. Комплекс рекомендуется повторять по 7-10 подходов, в перерывах практикуя штрафные броски. В ходе нападения и защиты все нарушения также караются штрафными бросками, которые следует выполнять в обязательном порядке. Для поддержания соревновательного духа рекомендуется также вести счёт очков на протяжении всей тренировки [3].

Самим игрокам рекомендовали фокусироваться на собственных ощущениях и движениях, запоминая и воспроизводя наиболее удачные примеры. Внимание стоит уделять и частоте сердечных сокращений и другим вегетативным функциям нервной системы, и психологическому состоянию, чтобы не оказаться в проигрыше из-за чрезмерного волнения на настоящем матче.

Заключение. Штрафной бросок очень важный элемент игры, который может решить исход матча. В настоящее время игроки тренируют штрафной бросок независимо от своей позиции, и процент попаданий штрафных бросков на сегодняшний день гораздо выше, чем был ранее. Обзор научных источников показал, что штрафные броски и их отработка на тренировках оказывают заметное влияние на общие показатели команды в игре. Однако чаще всего при составлении и выполнении упражнений недооценивается соответствие ситуации реальной обстановке матча (в том числе, психоэмоциональное состояние игроков). Таким образом, залогом успеха методик по повышению результативности штрафных бросков оказались максимальная приближенность условий тренировки к игровым, включая соответствующую нагрузку, поощрение соревновательного азарта, а также концентрация игроков на своём состоянии и воспроизведение наиболее успешных практик и движений. Соблюдение этих рекомендаций поможет улучшить командные и индивидуальные показатели игроков в баскетбол как в успешности штрафных бросков, так и в успешности матчей в целом.

Список литературы:

1. Горбуля В.Б., Бессарабов Н.С., Горбуля В.А. Спортивно-техническая подготовка по баскетболу студентов первого курса факультета физического воспитания/Горбуля В.Б. и др.//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта – 2007.

2. Олефиренко В.Н., Кононец А.Е. Повышение результативности игровой деятельности в баскетболе на занятиях по физической культуре у студентов нефизкультурных вузов/Олефиренко В.Н., Кононец А.Е.//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 86-90.

3. Рыбалкин С.Н. Технология повышения точности выполнения штрафных бросков квалифицированными баскетболистами/Рыбалкин С.Н.//Учёные записки университета имени Лесгафта – 2011 – №6 (76)

4. Таран И.И., Беляев А.Г., Виноградов Р., Коскин А.С. Исследование факторов результативности штрафных бросков в баскетболе в студенческих командах/Таран И.И. и др.//Учёные записки университета имени Лесгафта –2017. – №3 (145)

Просмотров работы: 543