Проблемы местного самоуправления в сельских поселениях в Республике Казахстан. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблемы местного самоуправления в сельских поселениях в Республике Казахстан.

Тукпет К.А. 1
1Евразийский национальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционно сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В Казахстане сельское самоуправление исторически было связано с культурными традициями российского общества, с так называемым общинным самоуправлением. Его основой является сельская крестьянская община, которая фактически руководила всей жизнью крестьян, занимаясь переделом земли, помогая беднейшим членам общины, отпуская мужчин в город на заработки и выступая перед государственными органами защитницей их интересов. Община, с одной стороны, была демократической организацией, сложившейся для удовлетворения коллективных потребностей сельских жителей. С другой стороны она была официальной местной структурой, которую центральная власть использовала в своих целях. В советский период управление на местном уровне осуществлялось в рамках единой централизованной системы государственного управления. В современных условиях на развитие этого уровня МСУ влияют опыт западных стран и особенности муниципального менеджмента. Однако, если сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, оно не может формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления и др. В настоящее время в Казахстане сложились территориальные основы организации местного самоуправления сельских поселений в следующем виде.

Местное самоуправление сельских поселений осуществляется на всей территории страны, относящейся к сельской местности. Оно может охватывать территорию, не совпадающую с административно-территориальными границами отдельных населенных пунктов; имеет границы, устанавливаемые законом на основе экономических, национальных и исторических особенностей соответствующего сельского поселения при учете мнения населения территорий сельского поселения, границы которых могут подвергнуться изменению. Организация местного самоуправления в сельских поселениях имеет особенности, которые связаны с их историческими традициями, финансово-экономической базой, социально-экономическим развитием, численностью населения и другими факторами.

Местное самоуправление в РК осуществляется населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, которые создаются в сельских и городских сообществах граждан. Местные сообщества представляют собой объединения граждан, компактно проживающих в пределах территории села, поселка, улиц, кварталов города. Выборным органом местного самоуправления является кенес (совет) соответствующего сельского или городского местного сообщества. Выборы в кенес местного самоуправления производятся в порядке, установленном законодательством о выборах в Республике Казахстан. Торага (председатель местного самоуправления) избирается кенесом из числа его членов. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в Уставе в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Сегодня местное самоуправление признано равноправной с государственной и самостоятельной формой власти. Местное самоуправление сельского поселения - это организация публичной власти особой формы, действующей на всей территории Республики Казахстан. С правовой точки зрения, местное самоуправление это автономная форма народовластия, правовая реальность. Местное самоуправление - это способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения. Законом гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Однако, по многим оценкам, местное самоуправление, как и прежде, отражает аспекты деятельности государственной системы управления. Поэтому проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления остается наиболее актуальной задачей на современном этапе. На наш взгляд, для сельских поселений необходимо законодательное закрепление ряда положений. Так, порядок поступления на должность и деятельности главы администрации сельского поселения должен включать: установление квалификационных требований, соответствующих высокому уровню задач и функций местного самоуправления (высшее образование, стаж муниципальной службы и другое); заключение трудового контракта с представительным органом местного самоуправления на период полномочий представительного органа сельского поселения; запрещение занятия иных выборных должностей и работы по найму в иных организациях.

Заключение

Таким образом, в силу объективных исторических и социально-экономических причин, а где-то и субъективных факторов, при реформировании местного самоуправления казахстанское общество не имеет возможности в полной мере воспользоваться опытом развития местного самоуправления ни из своего прошлого, ни из опыта других стран. Если не будут приняты эффективные меры по решению данных проблем, то они могут привести к сокращению объемов выпуска сельскохозяйственной продукции, потере обычаев и традиций, а в конечном итоге исчезновению сельского поселения как такового.

Список использованной литературы

Конституция Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz.

Интернет-сайт сотрудничества между городами и регионами Франции и России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.

Конституция Российской Федерации. Глава 8, статья 130, пункт 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-10.htm.

Закон Республики Казахстан от 13 июня 2013 г. № 101-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.kz.

Закон Республики Казахстан от 13 июня 2013 г. № 102-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.kz.

План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ. [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.akorda.kz.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.kz.

Просмотров работы: 14