За последние десятилетия система управления библиотечной отраслью претерпела значительные изменения в результате последовательной реализации отраслевых законодательных актов и других нормативных документов, в которых нашли свое воплощение принципы культурной политики на различных уровнях государственного управления.
Правовое регулирование библиотечного дела осуществляется по многим направлениям. Для библиотечной отрасли Российской Федерации характерна регламентация её деятельности нормами отраслевых правовых актов и общего (непрофильного) законодательства. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно Конституции РФ (ч.2 ст. 44) каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Кроме того, целый ряд статей Конституции фиксирует права граждан РФ на пользование достижениями культуры, обоснованы условия для культурной и творческой деятельности и т.д., в частности: [1]
Статья 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Статья 26. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 37. Каждый имеет право на отдых.
Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
К числу общих также относятся следующие нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс РФ определяет правовые основы в части определения юридических лиц (гл.4), правовой основы договорных отношений (гл. 9, 27); Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон «О некоммерческих организациях»; Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и другие. [5-9]
Под библиотечным делом, согласно статьи 1 Федерального закона «О библиотечном деле», понимается отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. [ 3 ]
Право на библиотечную деятельность имеет практически любое юридическое или физическое лицо, создавшее библиотеку на территории Российской Федерации, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Основными объектами правоотношений в сфере библиотечного дела являются:
библиотечный фонд — совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения;
национальный библиотечный фонд — часть библиотечного фонда, имеющая особое историческое, научное, культурное значение, предназначенная для постоянного хранения и общественного использования и являющаяся культурным достоянием народов Российской Федерации;
книжные памятники — рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования.
Современные библиотеки являются не только учреждениями культуры. В Федеральном законе «О библиотечном деле» (ст. 1) говорится, что библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Согласно современному законодательству сегодня могут учреждаться и действовать библиотеки различных видов и форм собственности (ст. 4 Федерального закона «О библиотечном деле»):
Государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти (федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Российской Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
Муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
Библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
Библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
Библиотеки общественных объединений;
Частные библиотеки;
Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.[ 3 ]
Такое явление как электронные библиотеки не являются библиотеками в принятом законодательством определении по смыслу, и не вписываются в установленную классификацию. Использование ресурсов таких библиотек регулируется гл.70 Авторское право Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п.1 ст.1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. К объектам авторских прав относятся и программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. [ 2 ]
Национальный библиотечный фонд охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации и состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников. Отношения, возникающие в связи с формированием обязательного экземпляра документов, регулируются Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» (далее – Закон), а также совокупностью издаваемых на его основе иными нормативными правовыми актами. Из статьи 1 Закона вытекает определение: под обязательным экземпляром документов понимаются экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных федеральным законом.
В состав обязательного экземпляра документов (ст.5 Закона) входят: печатные издания - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения; издания для слепых и слабовидящих; официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационных характер; аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей; электронные издания - документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях; неопубликованные документы - документы, содержащие результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы; патентные документы - описания к патентам и заявкам на объекты промышленной собственности; программы для ЭВМ и базы данных на материальном носителе; стандарты; комбинированные документы.
Библиографический список:
Конституция Российской федерации от 12. 12. 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ). [Электронный ресурс]. - http://base.garant.ru
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - http://base.garant.ru
Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - http://base.garant.ru
Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - http://base.garant.ru
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436 – ФЗ [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 №149 - ФЗ (ред. от 19.07.2018 ). [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 № 44 – ФЗ [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7 – ФЗ [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129 – ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru
Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 361-364.
Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики: опыт Орловской области//Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: материалы международной научно-практической конференции (г. Орел, 24-28 марта 2014 г.). С.29-33.