ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Семенова Е.А. 1, Ткачева Н.Н. 1
1ДВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является формирование и развитие у студентов профессионального самосознания, что имеет очень большое значение в жизни человека, ведь каждый человек хозяин своей судьбы. От отношения к выбранной профессии, зависит будущая профессиональная деятельность и карьера человека. В образовательных учреждениях важно развивать личность конкурентоспособных и перспективных специалистов со сформированным профессиональным самосознанием.

Проблема самосознания впервые была поставлена Л.С. Выготским, который рассматривал его «как генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности» [3, С.87]. А.Н. Леонтьев, затрагивая данную проблему, пишет о том, что в осознании себя как личности надо различать знание о себе и осознание себя. А.Г. Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, интересов, целостную оценку самого себя и своего места в жизни [5, С.31 ].

Согласно Брагиной В.Д «профессиональное самосознание – это сознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности» [1].

Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала его профессионального развития и совершенствования. Не случайно С.М. Богословский, предложивший одно из самых удачных определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «..признается за профессию личным самосознанием данного лица» [2, С. 133].

С целью определения уровня сформированности профессионального самосознания нами проведено исследование среди студентов третьего курса Якутского сельскохозяйственного техникума, с помощью методики изучения статусов профессиональной идентичности, разработанной А.А. Азбелем [7]. Количество респондентов 39, в возрасте от 20 до 22, из них 15 девушек, 24 юношей. Опросник состоит из 20 вопросов, где испытуемый выбирает из четырех вариантов один наиболее подходящий ему ответ, это позволяет определить статус профессиональной идентичности, человека, находящегося в процессе профессионального самоопределения.

По полученным данным изучения статусов профессиональной идентичности по методике А.А. Азбеля, мы можем говорить о том, что большинство студентов третьего курса (55%) характеризуются сформированной профессиональной идентичностью. Это обусловлена тем, на выпускном курсе студенты уже осознанно учатся на выбранной специальности, так как шансом поменять специальность, который бывает на раннем этапе обучения, они не воспользовались, то, следовательно, их все устраивает, и они осознанно и с удовольствием учатся на выбранной специальности. У остальных учащихся 12% – неопределенная профессиональная идентичность, 15% – навязанная профессиональная идентичность и у 18% – мораторий профессиональной идентичности.

На основе изучения научной литературы по данной проблеме и проведенного исследования мы отмечаем, что именно в студенческом возрасте у человека формируется профессиональное самосознание, приобретаются профессиональные теоретические знания, накапливается опыт во время прохождения практик, формируются профессиональные компетенции.

Результаты исследования показали, что большинство студентов удовлетворены своей профессией, лишь у некоторых респондентов профессиональное самосознание не сформировано, что может сказываться на их благополучии [6].

К решению проблемы профессионального самосознания в техникуме, могут быть подключены кураторы студенческих групп, проводящие тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола. Их воспитательная деятельность выстраивается на личностно-деятельностном подходе и позволяет раскрыть студентам сущность социальной успешности, активизировать процесс самопознания личности, мотивировать студентов на развитие личностных и профессиональных качеств в рамках выбранной специальности.

Список литературы

1. Брагина, В.Д. Представление о профессии и самооценке и профессионально значимых качеств у учащейся молодежи//Вопросы психологии. – 1976. – №2.

2. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентаци: учеб. Пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический Проект, 2007. – 333 с.

3. Выготский Л. С. Педология [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М., 1984. – Т. 4. – С. 157.

4. Пряжникова, Е.Ю. Профериентация: учеб пособие для студ высших учеб завед / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5- е изд., испр и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 496 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.

6. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age // Наукаитехнологии. 2013. – Т. 1. – № 4. – С. 230-236.

7. https://studfiles.net/preview/3800114/page:2/

Просмотров работы: 23