Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся маладших классов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся маладших классов

Терешкина А.Д. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Младший школьный возраст – ключевой этап в развитии ребенка. Это период его первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время формирования его связей с людьми, природой и обществом. Именно в этом возрасте надо стараться воспитать у ребенка тягу к познанию культуры своего народа и народов всего мира в целом.

Начать стоит с того, что известно ребенку «с пеленок», из первых услышанных от матери колыбельных и сказок. Именно в этом возрасте у детей существует неосознанная тяга ко всему сказочному. К несчастью, наша система школьного воспитания нацелена на усредненного ученика. Детская склонность ко всему сказочному и чудесному часто ослабляется повседневной реальностью. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, желанием понять и познать историю, культуру своего народа. На этом этапе остро встает вопрос научного подтверждения национально-региональных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со знакомства детей младшего школьного возраста с культурой родного края и языком народа. Национальное самосознание или этническая идентичность, как понимание своей принадлежности к конкретному этносу, продолжает формироваться у человека в начальной школе. Поэтому этот период является важным в формировании основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Раскрыть личность ребенка получится при введение его в жизнь народа. Для приобщения детей к национальным традициям своего народа необходимо построить предметно-развивающую среду так, чтобы привлечь их доступным по содержанию материалом. Таким образом, будут постепенно расширяться представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры, формируется уважение к людям и гордость за свою малую Родину. В этом нелёгком деле важна также помощь родителей, потому что семья является одним из основных институтов исходной социализации детей, она воплощает воспитательную работу на основе традиций родной культуры, обеспечивает активность детей на всех этапах приобщения к народным традициям, влияет на формирование личности. В результате единой педагогической работы у детей младшего школьного возраста постепенно формируются такие качества личности, как справедливость, гордость за свою страну, отзывчивость, скромность; развиваются волевые качества: умение преодолевать препятствия на пути достижения цели, нормы поведения и правила этикета, умение следовать положительному примеру. Для достижения положительного результата необходимо в конце каждого занятия давать задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания, полученные в классе. Задания должны выбираться в связи с изучаемой темой и закрепляться на практике. Так же в ходе занятий необходимо учитывать культурные и этнографические условия, в которых проживают дети. Нужно помнить о недопустимости жесткого регулирования деятельности детей и преподавателей, предмет дает возможность раскрыть индивидуальные особенности учителя и учащихся. Национальное воспитание поможет развить воображение и фантазию, полет мысли, даст возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Именно поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Для нормального прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходима соответствующая атмосфера между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей. Эта атмосфера создает среду, в которой поддерживается интерес ребенка к творческой активности, личностному росту и самореализации. Эта среда необходима и в образовательном учреждении, и в семье. Ключ к органичному и творческому росту личности ребенка – удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства. Процесс социализации ребенка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве всех субъектов культурно-образовательного пространства. Взаимодействие школы с родителями должно быть нацелено на то, чтобы семейное воспитание не находилось в противоречии с содержанием, задачами и направленностью воспитания в учебном процессе, не затрудняло их адаптацию к школьным требованиям и последующую интеграцию в общественную систему. Воспитательная работа должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Важнейшая задача современной педагогики – это умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Гарантией гармоничного развития личности является воспитание детей, комбинирующее в себе крепкое здоровье и моральное самосовершенствование. С помощью изобразительной деятельности с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, изобразительная деятельность отображает большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяет детям приобщиться к национальной культуре. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине... Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи.

Список использованной литературы

1. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1978. – 235 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

3. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979. – 189 с.

4. Матюхина Н.В. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1976. – 207 с.

5. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия. Воспитание школьников. 1993. – №6.

Просмотров работы: 120