Проблемы внедрения системы менеджмента качества в строительство - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблемы внедрения системы менеджмента качества в строительство

Маслова А.В. 1
1Ивановский политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система менеджмента качества в строительстве (СМК) – это современный инструмент обеспечения качеством, выполняемых строительных работ, который снижает всевозможные риски, угрожающие безопасной эксплуатации зданий.

СМК в строительстве помогает предотвращать влияние отрицательных факторов, которые способны ограничить деловую активность строительных организаций.

Существуют определенные факторы, которые создают риски в строительстве:

рыночные факторы, к которым относятся уровень конкуренции, спроси и предложение на услуги и производство;

политическим факторы, например, финансово-кредитная и налоговая политика государства;

хозяйственно-экономические факторы, к которым относятся прибыль, доход, себестоимость.

Система менеджмента качества в строительстве является эффективным механизмом, дающим конкурентные преимущества организации.

К тому СМК в строительстве имеет ряд преимуществ:

- преимущество при участии в тендерах;

- положительный имидж в своей отрасли;

-снижение непроизводительных затрат за счет более рационального использования ресурсов;

- усовершенствованная система управления;

- гарантия качества;

- дисциплина и ответственность за выполняемую работу у персонала [2].

Основные компоненты системы менеджмента качества

Организация. Распределение полномочий и ответственности между различными уровнями управления, конкретными должностями (организационно-штатная структура, положения о подразделениях, должностные инструкции).

Процессы. К ним относятся виды деятельности организации, структурированные, как совокупность взаимосвязанных процессов, нацеленных на конкретный результат.

Документы. Описывают способы и методы осуществления деятельности, определяют требования.

Ресурсы. Они обеспечивают реализацию СМК. Ресурсы подразделяются на людские, финансовые, временные и т.д [3].

Одной из причин, препятствующей широкому внедрения СМК на предприятиях строительной отрасли, является «оторванность» менеджмента качества от общего менеджмента предприятий. Руководящий состав предприятий на сегодняшний момент не признают истину, что качество работы предприятия, его инвестиционная привлекательность, его положение на рынке - напрямую зависят от качества менеджмента. Поэтому складывается представление о том, что менеджмент качества является довеском, который не дает немедленной отдачи, а только заставляет все время отвлекать персонал и ресурсы. Еще одна причина неприятия заключается в том, что руководящий состав предприятия не имеет представления обо всех особенностях международных стандартов ИСО 9000. В следствие этого на подготовку и поддержание актуальности документов по СМК тратится много временных ресурсов, при этом значительная доля документации является излишней. Поэтому закономерны вопросы: «Как организовать функционирование СМК, чтобы она выступала необходимым инструментом общего менеджмента, решала задачи предприятия по достижению поставленных целей и наглядно демонстрировала результаты этого?» и «Как создать систему документации СМК, которая, являясь звеном управления СМК, не дублировала бы общую документацию предприятия?». Многие предприятия не в состоянии ответить на поставленные вопросы и опускают вопрос о внедрении СМК на своем предприятии [4].

При низкой результативности функционирования многих систем понесенные затраты, зачастую, оправдываются некоторой «пользой» - возможностью демонстрировать сертификат качества на систему, что в какой-то мере поддерживает современный статус организации.

Основная причина проблемы непризнания важности внедрения СМК - низкий уровень общего менеджмента в организациях, которые чаще всего работают в условиях нестабильного внешнего окружения. Многие из них находятся в состоянии латентного кризиса, и их основная цель далеко не решение проблем качества. Другой причиной низкой результативности СМК является низкая дисциплина персонала и недоброкачественная работа. В результате большое количество регламентирующих документов, которые заставляют персонал выполнять свою работу, и отсутствие условий построения работы «на доверии», которая могла бы привести к резкому снижению количества документов.

Не всегда руководители организаций вопреки требованиям стандарта ИСО 9001:2000, раздел 5 (ответственность руководства) разбираются в задачах по применению разработанной СМК для достижений целей качества. Незнание принципов менеджмента качества, неквалифицированное консультирование, нежелание серьезно подойти к проблеме качества в организации или стремление переложить решение вопросов качества на внешних разработчиков, которые оказываются несведущи в предметной области производства организации, приводят к неудачам, которые могут быть идентифицированы как «типовые».

Часто нарушения начинаются с того, что неправильно определяются цели менеджмента качества: они оказываются подменены общими целями организации. Фактически дерево целей организации не содержит цели по качеству. Следствием является то, что не может быть сформулирована политика организации в области качества, которая является соподчиненной целям. Если нет целей по качеству, то процессы жизненного цикла организации «оторваны» от требований качества. Как и в прошлые времена, когда СМК отсутствовала, решаются инженерные проблемы обеспечения качества, концентрирующие свое внимание на качестве инфраструктуры, качестве контроля продукции и качестве рабочей силы. Качество самой работы остается вне круга проблем качества.

Эффективно работающий менеджмент в организациях позволяет оценить те выгоды и преимущества, которые дает внедрение СМК для персонала по всей иерархической цепочке: от собственника до рядового специалиста. Для собственника организации наличие сертификата соответствия СМК является визитной карточкой в большой бизнес, подтверждающей целесообразность инвестирования в его развитие. Не менее важна экономическая стабильность результатов для сертифицированных организаций, которая, как показывает практика, выше, чем у несертифицированных организаций. Для исполнительного директора внедрение СМК важно в плане перехода на процессный подход с последующим созданием автоматизированной системы управления предприятием, соответствующей требованиям международных стандартов MRP, ERP II, SCADA. Это открывает путь перехода к PLM. Эта система трактуется как стратегический подход к ведению бизнеса, начинающийся разработкой концепции создания продукта и заканчивающийся его утилизацией. При этом система электронного документооборота организации обеспечивает эффективные коммуникации между всеми подразделениями, что позволяет оперативно решать сложные задачи общего менеджмента и менеджмента качества. Система управления становится более прозрачной с точки зрения ответственности за процессы и их результаты, задачи планирования и обеспечения качества органично стыкуются с менеджментом организации. Это важная предпосылка того, что проблемные вопросы организации, в том числе стратегические, не могут быть решены без их проработки на качество [1].

Для персонала организации внедрение СМК четко определяет полномочия и ответственность за результаты процессов или подпроцессов (практик). Персонал принимает определенное участие в распределении ресурсов для обеспечения результативности своих процессов. Результативность тесно взаимосвязана с мотивацией персонала. Статистика функционирования процессов, стабильность их выходов позволяет системно и обоснованно решать вопросы мотивации. Важным является требование документирования процессов и результатов. Накапливается позитивный опыт организации по всем процессам жизненного цикла продукции, стандартизируются рациональные решения с целью их многократного применения.

Описание компетенций, требуемых для занимания определенных рабочих мест с их последующей сертификацией, системно упрощает подбор персонала, обеспечивает его соответствие выполняемым работам и способствует карьерному росту. Эта работа одинаково важна как для персонала, так и для службы руководства персоналом. Претенденты на рабочие места получают возможность представить необходимый уровень компетенции в виде знаний, умений, навыков и способности решать соответствующие задачи. Это является одной из прерогатив управления качеством ресурсов, важнейшим из которых является персонал.

В целом можно отметить, что руководители успешных организаций не могут представить себе менеджмент, в котором решающую роль не играл бы менеджмент качества. Это особенно важно на современном уровне развития экономических систем (в так называемой «новой экономике»), для которых характерны:

- высокая степень конкуренции и постепенный переход к новой конкуренции с ее первоочередной ориентацией на качество;

- высокий уровень использования информационных технологий и систем, эффективность практического использования которых становится возможна только при развитом менеджменте, ориентированном на решение проблем качества;

- возросшие требования потребителей к продуктам рыночной экономики; требования в значительной степени относятся к соответствию запросов и пожеланий потребителей фактическим параметрам продуктов; рыночная эффективность организации все в большей степени зависит от удовлетворенности потребителей дифференцированным продуктом;

- глобализация экономики с определением новых сфер инвестирования и вывоза капитала; благоприятный климат инвестиционных площадок зависит от того, как решаются проблемы качества их инфраструктуры и производственной среды, качества персонала и качества менеджмента в целом [5].

Библиографический список

Проблемы внедрения систем менеджмента качества в строительстве. [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/1006273/(дата обращения 24.12.2018).

Р Носстрой 2.35.2-2011 Система менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительных организациях. Дата введения 20.12.2011 г.

Развитие системы менеджмента качества в строительной отрасли. [Электронный ресурс] // URL: https://studwood.ru/1006277/ (дата обращения 24.12.2018)

Управление качеством в строительстве. [Электронный ресурс] // URL: https://studfiles.net/preview/2861854/ (дата обращения 24.12.2018).

Элементы системы менеджмента качества на предприятии. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/141/39549/ (дата обращения 24.12.2018).

Просмотров работы: 30