СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СРЕДЕ MS ACCESS «Сканеры» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ В СРЕДЕ MS ACCESS «Сканеры»

Ермолаева О.С. 1
1БИТИ НИЯУ МИФИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Информационные системы в настоящее время являются неотъемлемой частью любой организации. Поскольку современные информационные системы базируются на концепции баз данных (БД), то специалист в области информационных технологий должен обладать знаниями теоретических основ БД, методами проектирования и управления БД, а также навыками создания и работой с БД.

Целью курсовой работы является освоение методов проектирования БД и работы с БД в средеmsaccess.

Microsoft Access, входящая в состав пакета Microsoft Office, на сегодня является одной из наиболее популярных системой управления базами данных (СУБД) реляционного типа. Она позволяет быстро создавать приложения различной степени сложности на основе технологий визуального программирования.

Благодаря удобству и высокой продуктивности СУБД Ассеss может быть полезной как начинающим программистам для создания несложных баз данных, так и профессиональным разработчикам для решения широкого класса серьезных задач. Она предоставляет средства поддержки безопасности и целостности данных, обеспечивает параллельную работу многих приложений, средства копирования/восстановления, а также позволяет организовать доступный пользователям каталог. В типичной СУБД также предусмотрен механизм создания представлений, предназначенных для упрощения вида данных, с которыми имеют дело пользователи.

Скорость доступа к информации, хранящейся в БД и, как следствие, удобство работы с ней, во многом зависит от организации структуры хранения информации и вида ее представления пользователю на этапе проектирования базы данных [1].

1.ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

База данных и система управления базами данных

База данных (БД) — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

В литературе предлагается множество определений понятия «база данных», отражающих скорее субъективное мнение тех или иных авторов, однако общепризнанная единая формулировка отсутствует.

В определениях наиболее часто (явно или неявно) присутствуют следующие отличительные признаки:

БД хранится и обрабатывается в вычислительной системе. Таким образом, любые внекомпьютерные хранилища информации (архивы, библиотеки, картотеки) базами данных не являются.

Данные в БД логически структурированы (систематизированы) с целью обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе. Структурированность подразумевает явное выделение составных частей (элементов), связей между ними, а также типизацию элементов и связей, при которой с типом элемента (связи) соотносится определённая семантика и допустимые операции;

БД включает схему, или метаданные, описывающие логическую структуру БД в формальном виде (в соответствии с некоторой метамоделью). В соответствии с ГОСТ Р ИСО МЭК ТО 10032-2007, «постоянные данные в среде базы данных включают в себя схему и базу данных. Схема включает в себя описания содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки базы данных. База данных включает в себя набор постоянных данных, определённых с помощью схемы. Система управления данными использует определения данных в схеме для обеспечения доступа и управления доступом к данным в базе данных» [2].

Система управления базами данных (СУБД) (англ. Database Management System) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

СУБД — комплекс программ, позволяющих создать базу данных (БД) и манипулировать данными (вставлять, обновлять, удалять и выбирать). Система обеспечивает безопасность, надёжность хранения и целостность данных, а также предоставляет средства для администрирования БД.

Основные функции СУБД:

управление данными во внешней памяти (на дисках);

управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными) [3].

Современная СУБД состоит из:

ядра - части программ СУБД, отвечающих за управление данными в памяти и журнализацию;

процессора языка базы данных, обеспечивающего оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных, и создание БД;

подсистемы поддержки времени исполнения, интерпретирующую программы манипуляции данными, которые создают интерфейс пользователя СУБД;

сервисных программ (внешних утилит), которые обеспечивают прочие возможности по обслуживанию информационных систем.

Так как через СУБД осуществляют все процессы, применимые к базам данных, следовательно, лучше будет выделить только её основные возможности.

История развития баз данных

История развития баз данных уходит корнями в 1960-е годы. В те времена информация собиралась и хранилась в файлах. Каждый файл содержал определенные сведения, для охвата всей предметной области требовалось несколько файлов.

Первый этап сложился к началу 60-х годов прошлого века и характеризуется следующими признаками:

информация преимущественно хранится в последовательных файлах на магнитных лентах;

физическая структура данных строго соответствует логической;

в качестве архива хранятся несколько копий файлов;

файлы предназначены для единственной программы;

программист планирует не только логическую, но и физическую организацию данных;

при изменении физической или логической организации данных программа должна перерабатываться.

Недостатки первого этапа: Привязка файлов к одной программе приводит к многократному дублированию и противоречивости информации в разных приложениях. Трудоемкость разработки программ увеличивается, поскольку каждый программист должен предусматривать процедуры доступа к данным и их модификации. Даже при незначительных изменениях структуры данных прикладные программы должны корректироваться.

Второй этап относится к середине 60-х годов и имеет следующие особенности:

появились внешние устройства прямого доступа, позволившие осуществить произвольный доступ к записям (прямой, индексно-последовательный);

вошли в употребление процедуры поиска записи по ключевому полю (обычно одному);

стало возможным переносить файлы на другие внешние устройства без изменения прикладных программ, что обычно обеспечивалось средствами языка управления данными соответствующей операционной системы.

Несмотря на очевидный прогресс, сохранились многие недостатки первого этапа.

Третий этап начался с конца 60-х годов. Основным достижением можно считать осознание необходимости централизации данных для доступа к ним различных приложений. При этом уменьшается избыточность и противоречивость информации, приложения используют стандартные средства доступа к данным. На этом этапе возросла сложность организации данных, был реализован эффективный поиск записей по многим ключам.

Именно на этом этапе появились первые СУБД. Прежде всего, развивались теория и практика построения иерархических и сетевых СУБД. В этих моделях связи данных описываются с помощью деревьев и графов общего вида.

Четвертый этап датируется второй половиной 70-х годов. На этом этапе были реализованы в той или иной степени, следующие основные характеристики СУБД:

логическая и физическая независимость данных;

удобство развития БД;

безопасность, секретность, целостность данных;

поиск информации по различным запросам;

языковые средства для администратора, прикладного программиста, пользователя-непрофессионала.

Безопасность, секретность и целостность данных – понятия близкие, но, тем не менее, различные. Под безопасностью понимают защиту данных от неавторизованной модификации помимо администратора СУБД. Секретность в общем случае означает запрет доступа к некоторой информации определенных пользователей. Наконец, целостность данных – это в первую очередь их непротиворечивость. Нарушения целостности возможны в случаях некорректной работы пользователей и сбоев оборудования.

С начала 70-х годов после публикаций Э. Кодда начались активные исследования реляционной модели данных. Основу реляционной СУБД составляют таблицы. Вплоть до 80-х годов реляционные СУБД считались перспективными, но трудными для реализации.

Опыт использования первых СУБД позволил выделить такие важные требования к ним, как:

естественное представление различных структур данных;

производительность;

минимальные затраты на создание и поддержку БД;

разнообразие возможностей поиска, в том числе незапланированных заранее;

простота и дружественность;

наличие непроцедурных языков пользователя.

Таким образом, к концу 70-х годов сформировались основные концепции СУБД, в соответствии с которыми были созданы первые промышленные СУБД. Они были в основном ориентированы не на рядовых пользователей, а на программистов достаточно высокой квалификации.

Новый этап в развитии СУБД наступил при появлении персональных компьютеров. На этом этапе на передний план вышли такие особенности СУБД, как:

дружественность и удобство работы пользователя (развитые диалоги, меню, оконный интерфейс, контекстная помощь);

упрощение громоздких схем СУБД за счет частичной реализации ряда свойств;

почти полный переход на реляционные СУБД;

ориентация не только на программиста, но и на пользователя-непрофессионала;

наличие средств автоматизации программирования в виде генераторов форм, меню, отчетов, запросов.

Новые СУБД распространялись вместе с персональными компьютерами ограмными тиражами. Так для СУБД dBase III Plus компании Ashton-Tate в 1986 году было зарегистрировано более 2 миллионов продаж. Вообще, СУБД линии dBase оказались одними из самых популярных. Язык программирования xBase, лежащий в их основе, стал классикой жанра. Не случайно ряд СУБД также использовали диалекты этого языка. В России особо популярными стали СУБД FoxBase+ и впоследствии FoxPro компании Fox Software, обладающие новыми возможностями по сравнению с dBase и непритязательные к техническим характеристикам компьютера. Позднее компания Fox Software была поглощена компанией MicroSoft, и соответствующие продукты выходили уже под ее маркой. Распространение получили такие СУБД как Paradox фирмы Borland, Access фирмы MicroSoft, сетевая СУБД dB Vista фирмы Raima Incorporation и многие другие. В России появились русифицированные версии некоторых из этих продуктов.

Дальнейший этап развития СУБД связан с возрастанием информационных потребностей и развитием сетевых технологий. Естественно, с усложнением архитектуры потребовались новые теоретические исследования, во много раз усложнилось и программное обеспечение.

Сначала получили распространение сетевые СУБД файл-серверной архитектуры. База данных в локальной сети централизованно хранится на специально выделенном компьютере, называемом файл-сервером. На клиентских местах устанавливаются копии СУБД. Необходимые данные запрашиваются по сети. В случае изменения БД корректирующая информация также отправляется по сети. При интенсивной работе с данными пропускная способность сети может оказаться недостаточной.

Клиент-серверные СУБД снижают трафик в сети. Клиент отправляет запрос к БД, который обрабатывается на сервере, возвращая полученный результат. Клиент-серверные СУБД могут масштабироваться до сотен и тысяч рабочих мест. Всеобщее распространение, подкрепленное стандартами, получил язык запросов SQL (Structured Query Language). Запрос к серверу формируется, как правило, на языке SQL, поэтому клиент-серверные СУБД стали называть SQL-серверами. Наиболее широко известны такие SQL-сервера как SQL Server, DB2, Oracle, Informix, Ingres, InterBase, MySQL.

Наконец, появились трехзвенные СУБД, в которых используется промежуточное звено – сервер приложений, являющийся посредником между клиентом и сервером БД. Сервер приложений призван полностью избавить клиента от забот по управлению данными. В результате получается «облегченный» клиент, не требующий больших ресурсов.

Одной из тенденций развития современных информационных технологий является распределенный характер информации. Данные находятся на компьютерах различных моделей, функционирующих под управлением различных операционных систем, а доступ к данным осуществляется разнородным программным обеспечением. Сами компьютеры территориально удалены друг от друга. Активно развивающиеся распределенные СУБД могут содержать сотни серверов БД и работать на предприятиях государственного масштаба. Интерес к распределенным СУБД в большой степени связан со стремительным развитием Интернета.

Основную часть рынка в настоящее время занимают реляционные СУБД. Вместе с тем многие приложения, такие как системы автоматизированного проектирования и управления, геоинформационные системы, системы хранения и поиска документов, системы мультимедиа и гипермедиа требуют более сложно организованных данных, которые не представимы в виде плоских таблиц. В связи с этим ведутся активные исследования и разработки в области создания объектно-ориентированных СУБД. Промежуточную позицию занимают объектно-реляционные СУБД, в которых прежние характеристики пытаются усилить новыми возможностями [4].

Описание предметной области «Сканеры»

Устройство, ставшее сегодня обычным на офисном столе, - это сканер. Если принтер обеспечивает вывод электронного документа на бумагу, то сканер обеспечивает обратный процесс - перевод бумажного документа в электронную форму.

Сканер - это устройства ввода текстовой или графической информации в компьютер путем преобразования ее в цифровой вид для последующего использования, обработки, хранения или вывода.

Сканеры считывают с бумаги, пленки или иных твердых носителей «аналоговые» тексты или изображения и преобразуют их в цифровой формат. Они служат везде: в крупных конторах, где обрабатываются огромные архивы документов, в издательствах и проектно-конструкторских организациях, а также в небольших фирмах и домашних офисах. Настолько широка сфера применения сканеров, настолько много их разновидностей.

Настольные сканеры появились в 80-х годах и сразу стали объектом повышенного внимания, но сложность использования, отсутствия универсального программного обеспечения, а самое главное, высокая цена не позволяли выйти сканерам за пределы специализированного использования.

Выбор сканера определяется характером и количеством документов, которые будут сканироваться в службе кадров. Интенсивная компьютеризация офисов не привела к снижению объемов информации, обрабатываемой в бумажном виде.

Неудобства использования бумаги в качестве носителя информации широко известны. Занимающие дорогую полезную площадь (характерные для офисного пейзажа галереи шкафов и столы, заваленные бумагами), непрочные и физически уязвимые бумажные документы к тому же совершенно неконкурентоспособны по скорости доступа к необходимой информации.

По данным компании Xerox до 60% времени сотрудников в организациях расходуется на поиск необходимых бумаг.

Быстродействующие процессоры и жесткие диски абсолютно беспомощны при необходимости найти в шкафу или на рабочем столе конкретную бумагу. Обойтись без бумаг нельзя, на то есть множество юридических, психологических и организационных причин. На помощь приходят сканеры. До недавнего времени эти устройства использовались преимущественно для оформительских работ и облегчения работы машинисток при вводе в компьютер текстов.

В настоящее время информационная промышленность переживает эпоху переоценки ценности сканеров, как устройств для переработки информации в промышленных масштабах. Бумажные документы, проходя сканирование, превращаются в электронные копии - файлы или объекты баз данных и при работе с ними владелец информации получает все преимущества электронной обработки данных. Электронные копии оригинальных документов при хранении занимают намного меньше места, не теряются, не портятся и могут быть мгновенно найдены по запросу с любого рабочего места, подключенного к локальной сети (или теперь уже к сети Internet) [5].

Сканер был изобретен Рудольфом Хеллом. В конце двадцатых готов XX века им был разработан сканер-факт, технология которого дала возможность переводить текст и изображение в точки и линии и наоборот.

В последствие, в 1969 Хеллом было усовершенствована разработанная им технология, что позволило сканировать цветные изображения.

Также надо сказать, что прогресс в области технологий сканирования на месте не стоял. В 1985 году компанией «Микротек» миру был представлен черно-белый поточный сканер.

Знаменательным в истории сканирования является также 1990 год, когда крупнейшие производители высокотехнологичного оборудования - такие компании как «Хьюлетт-Паккард», «Истман Кодак», «Логитек» - в рамках группы «Макинтош Сканнер Раундтабле» договорились о создании универсального протокола, позволяющего сканеру взаимодействовать с ПО при обработке изображения. В результате данного соглашения на свет появился драйвер TWAIN.

На ряду с TWAIN был создан драйвер ISIS, который стали применять при использовании барабанных сканеров, сканеров класса hi-end, а также для сканирования документов из архивов.

Существуют 6 основных видов сканеров, каждому которых присущи как достоинства, так и недостатки:

Барабанные;

Листопротяжные;

Планшетные;

Ручные;

Слайдовые;

Сканеры для документов.

Барабанные сканеры - старшая ветвь сканеров, удовлетворяющая самого требовательного профессионала. Оригинал закрепляется на барабане при помощи специальных зажимов, либо при помощи смазки, а сканирование производится перемещением объектива вдоль вращающегося со скоростью порядка 1000 оборотов в минуту барабана. За один его оборот считывается одна линия пикселей;

В листопротяжном сканере, как в факсимильном аппарате, страницы документа при считывании пропускаются через специальную щель с помощью направляющих роликов. Упрощенные варианты этих сканеров используются в офисах для распознавания текста и сканирования упрощенной графики типа визиток и фирменных бланков, а также в паре с факс-модемом для отправки факсимильных сообщений;

Планшетные сканеры - самое распространенное семейство сканеров, представителей которого можно встретить как в домашних условиях, так и на столе у профессионала. Они предназначены для ввода графической информации с прозрачного или непрозрачного листового материала. Принцип действия этих устройств состоит в том, что луч света, отраженный от поверхности материала, фиксируется специальными элементами, называемыми приборами с зарядовой связью (ПЗС). Перемещение линейки относительно листа бумаги выполняется механическим протягиванием линейки при неподвижной установке листа или протягиванием листа при неподвижной установки линейки. Планшетный сканер является наиболее универсальным инструментом, подходящим под большинство задач, модели авторитетных производителей неприхотливы и надежны, просты в установке и использовании;

Ручные сканеры - самая младшая ветвь сканеров, кое-где еще удерживающаяся на рынке лишь благодаря своей компактности и дешевизне. Сканирование осуществляется перемещением сканера по поверхности оригинала, вследствие чего, качество изображения очень сильно зависит от твердости руки пользователя и скорости перемещения сканера;

Слайдовые сканеры – это специализированный вариант планшетного сканера, разработанный для оцифровки слайдов и негативных фотопленок для задач профессиональной фотографии или полиграфии. Слайд или пленка вставляется в приемную щель и перемещается между лампой подсветки и объективом. Параметры выходного изображения достаточны для фотоальбома или полиграфического воспроизведения. Очень часто такие сканеры поставляются в составе цифровой фото студии или рабочего места дизайнера;

Сканеры для документов - Основной упор при разработке этих сканеров делается на производительность. Основное назначение - сканирование больших объемов документов для последующего распознавания или архивирования. Такие сканеры эффективны в банковских структурах, отделах кадров крупных предприятий, архивах, акционерных обществах, избирательных комитетах и комиссиях, государственных службах, а также везде, где требуется обработка больших объемов информации и не используется высокохудожественная графика. От таких сканеров не требуется высокой точности сканирования, но быстродействие играет повышенную роль и является основным потребительским параметром [5].

2.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ

ER-диаграмма

ER-модель (англ. entity-relationship model) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области.

ER-модель используется при высокоуровневом (концептуальном) проектировании баз данных. С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями.

Во время проектирования баз данных происходит преобразование ER-модели в конкретную схему базы данных на основе выбранной модели данных (реляционной, объектной, сетевой).

ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма «сущность-связь» (ERD, ER-диаграмма).

Понятия «ER-модель» и «ER-диаграмма» часто не различают, хотя для визуализации ER-моделей могут быть использованы и другие графические нотации, либо визуализация может вообще не применяться (например, использоваться текстовое описание).

Модель была предложена в 1976 году Питером Ченом, им же предложена и самая популярная графическая нотация для модели [6].

Рисунок 1 - ER-диаграмма базы данных «Сканеры»

Рисунок 2 - Схема данных «Сканеры»

Таблицы

В данной курсовой работе, была спроектирована база данных «Сканеры». В ходе работы были созданы таблицы, запросы, формы, отчеты, кнопочная форма

Создание таблиц:

Таблицы были созданы с помощью конструктора таблиц, а так же с помощью создания пустой таблицы.

Рисунок 3 - Таблица «Сканеры»

Рисунок 4 - Таблица «Типы сканера»

Рисунок 5 - Таблица «Фирмы»

Рисунок 6 - Таблица «Характеристика»

Рисунок 7 - Таблица «Цена»

Запросы

Эти объекты служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое [7].

Запросы создавались при помощи мастера запросов: «Сканеры» без подчиненных в «Типы сканера» (записи без подчиненных); Сканеры_перекрестный, Характеристика_перекрестный (перекрестный запрос). С помощью конструктора запросов: Характеристика запрос, Сканеры запрос.

Рисунок 8 – Запрос «Сканеры» без подчиненных в «Типы сканера»

Рисунок 9 – Запрос «Сканеры_перекрестный»

Рисунок 10 – Запрос Характеристика_перекрестный

Рисунок 11 – Запрос Характеристика запрос

Рисунок 12 – Запрос Сканеры запрос

Отчеты

По своим свойствам и структуре отчеты во многом похожи на формы, но предназначены только для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на принтер. В связи с этим отчеты отличаются тем, что в них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов [7].

Отчеты создавались при помощи мастера отчетов, конструктора отчетов, пустого отчета.

Рисунок 13 - Отчет «Сканеры»

Рисунок 14 - Отчет «Фирмы»

Рисунок 15 - Отчет «Фирма-модель-цена»

Рисунок 16 - Отчет «Характеристика»

Рисунок 17 - Отчет «Типы сканера»

Формы

Если запросы – это специальные средства для отбора и анализа данных, то формы – это средства для ввода данных. Смысл их тот же – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков. В этом случае форму делают графическими средствами так, чтобы она повторяла оформление бланка – это заметно упрощает работу наборщика, снижает его утомление и предотвращает появление печатных ошибок [7].

Формы создавались при помощи мастера форм, конструктора форм, пустой формы, других форм.

Рисунок 18 - Форма «Модель-цена»

Рисунок 19 - Форма «Сканеры ленточный»

Рисунок 20 - Форма «Сканеры»

Рисунок 21 - Форма «Тип-цена»

Рисунок 22 - Форма «Характеристика по типу»

Рисунок 23 - Форма «Характеристика»

Макросы

Эти категории объектов предназначены как для автоматизации повторяющихся операций при работе с СУБД, так и для создания новых функций путем программирования. В СУБД Microsoft Access макросы состоят из последовательности внутренних команд СУБД и являются одним из средств автоматизации работы с базой. Модули создаются средствами внешнего языка программирования, в данном случае языка Visual Basic for Applications. Это одно из средств, с помощью которых разработчик базы может заложить в нее нестандартные функциональные возможности, удовлетворить специфическое требование заказчика, повысить быстродействие системы управления, а также уровень ее защищенности [8].

В данной курсовой работе с помощью макросов была создана кнопочная форма.

Рисунок 24 – Кнопочная форма «Главная страница»

Рисунок 25 – Кнопочная форма «Страница таблицы»

Рисунок 26 – Кнопочная форма «Страница запросы»

Рисунок 27 – Кнопочная форма «Страница формы»

Рисунок 28 – Кнопочная форма «Страница отчеты»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проделанной работе были опробованы и использованы основные методы и объекты системы управления базами данных Microsoft Access.

Так как интеграция информационных систем во все сферы жизни увеличивается с каждым днем, то актуально становится разработка подобных баз данных. При этом разработчик должен учитывать то, что наиболее простые БД могут быть подвержены избыточности, но при этом нельзя и увлекаться делением БД на много составных таблиц. Также современные средства дружественного интерфейса позволяют разработать интуитивно понятные приложения, что является одним из основных требований заказчика. При создании БД необходимо принять во внимание область, для которой разрабатывается база данных. Например, при формировании БД для магазина, разработчик должен ориентировать её в первую очередь на продажу [9].

БД являются грандиозным открытием. Знание пользователя электронных банков данных помогает повысить свою квалификацию. Наиболее востребованной способностью в XXI веке при приёме на работу является умение работы с Office, в частности с его приложением – Access [10].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Управление данными [Электронный ресурс] URL: https://otherreferats.allbest.ru/programming/00209400_0.html#text (дата обращения: 12.11.2018). 

База данных [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/База_данных (дата обращения: 12.11.2018). 

Система управления базами данных [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_управления_базами_данных (дата обращения: 17.11.2018). 

История развития баз данных [Электронный ресурс] URL:https://lektsii.org/14-27439.html (дата обращения: 17.11.2018). 

Сканеры [Электронный ресурс] URL:https://studbooks.net/2220562/informatika/vvedenie (дата обращения: 18.11.2018). 

ER-модель [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ER-модель (дата обращения: 01.12.2018). 

Формы, запросы, отчеты, макросы [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/10_188526_zaprosi.html (дата обращения: 05.12.2018). 

База данных в СУБД ACCESS [Электронный ресурс] URL:https://www.bestreferat.ru/referat-240861.html (дата обращения: 05.12.2018). 

Система управления базами данных MS Access [Электронный ресурс] URL:https://knowledge.allbest.ru/programming/3c0a65625a2bd79a5d53a89421306c26_0.html (дата обращения: 07.12.2018). 

Система управления базами данных MS Access [Электронный ресурс] URL: http://nenuda.ru/реферат-по-теме-субд-access-основные-понятия-таблицы-запро.html (дата обращения: 08.12.2018). 

Просмотров работы: 99