Нашей стране выпал исторический жребий начать внедрения систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (далее – ЕСУОТ) еще в середине 70-х годов XX-го века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Более того, во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом на пенсию соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях приобрести его было неоткуда.
И только сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но теперь уже опираясь на международный опыт и практику.
Общепризнанным международным официальным документом по СУОТ является разработанная на основе обобщения наилучшего международного опыта и принятая в 2001 году Международной организацией труда «Руководство по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001», которое было официально переведено, научно отредактировано и издано на русском языке в 2003 году.
Содержанию и требованиям МОТ-СУОТ 2001 [1] идентичен принятый в 2007 году межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Системы управления охраной труда. Общие требования» (с Изменением № 1, действующим с 1 марта 2014 года).
Однако практика показала, что для разъяснения и детализации большинства требований этого межгосударственного стандарта целесообразно принять соответствующие национальные стандарты, что и было сделано рядом стран СНГ. В России это национальные стандарты:
ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
ГОСТ Р 12.0.008-2009 Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит).
ГОСТ Р 12.0.009-2009 Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению.
ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ Системы управлений охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
Стандарты содержат более детальные и учитывающие российские реалии методические рекомендации по созданию, функционированию, проверке и оценке соответствия созданной СУОТ.
Заботясь о своей конкурентоспособности, зависящей еще от имиджа предприятия, работодатель стремится превратить наличие хорошо организованной СУОТ в публичное свидетельство преимущества, как добросовестного партнера, выполняющего, помимо всего прочего, на международном уровне и все требуемые нормы и правила охраны труда, а потому заинтересован в публичной общепризнанной сертификации своей системы, а не просто в келейной проверке ее органами инспекции труда. В настоящее время в мире существует множество различных систем добровольной сертификации СУОТ.
Кроме того, на практике многие крупные предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, создают систему управления охраной труда и промышленной безопасности, которые хотят сертифицировать, как и системы управления качеством и/или экологической безопасности. В этих целях российскими экспортерами продукции зачастую используется широко известный британский стандарт BS OHSAS 18001:2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series. Requirements» (Серия оценки охраны труда. Общие требования) и созданная рядом зарубежных и отечественных компаний система добровольных сертификаций.
Имеется и его перевод на русский язык, закрепленный в национальном стандарте ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья».
Литература:
Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. Международное Бюро Труда, Женева. Международная организация труда, 2001 г.