Овладение вторым (неродным, иностранным) языком является объектом изучения таких наук как психология, психолингвистика, лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Как известно, при составлении программы обучения, используются данные из лингвистического описания языка, также методы обучения иностранным языкам путем разработки принципов для методов и приемов обучения.
Процесс изучения иностранного языка отличается от других дисциплин, он не ограничивается усвоением информации о языке на уровне фонетики, грамматики и лексики. Речь идет о развитии навыков говорения на иностранном языке, уменийосуществлять речевую деятельность с целью общения.
В настоящее время проблема преподавания иностранных языков продолжает оставаться одной из важнейших проблем методологической науки. Это естественно, потому что сегодня социальный заказ общества по обучению иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы детей, повышения гуманистического содержания обучения, более полной реализации потенциала развития предмета применительно к личности каждого ребенка. Поэтому основной целью преподавания иностранных языков в школе является развитие личности школьника, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в приобретаемой деятельности.
В контексте модернизации казахстанского образования актуальна проблема преподавания иностранных языков с первого класса в общеобразовательной школе. В последние годы неуклонно растет интерес к преподаванию иностранного языка для детей младшего возраста.
Большинство современных психолингвистов и психологов сходятся во мнении, что особая восприимчивость к изучению иностранных языков проявляется, как правило, до 8 лет, и начинать изучение иностранных языков после этого возраста уже поздно.
К. Чуковский в своей книге "От 2 до 5 лет" утверждает, что дети этого возраста особенно восприимчивы к изучению иностранных языков и что им приятно изучать правила и значения слов[1]. Кажется, что их мозг в этом возрасте специализируется на изучении языка.
Однако, начиная изучать английский язык с раннего возраста, учителя могут столкнуться с некоторыми проблемами.
Каждый школьный класс индивидуален, потому что школьники различаются по многим параметрам: уровень подготовки, потенциальная способность к обучению, способность к изучению языков, умение общаться на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также отличаются своими приоритетами в выборе формы восприятия материала, характера, интересов, общего развития.
Также есть дети, которые еще не начали изучение иностранного языка и дети, которые уже умеют опыт изучения иностранного языка в дошкольном возрасте[2]. Дети, которые изучали английский язык до школы, более восприимчивы к языку, более расслаблены, более мотивированы, легче общаются, лучше работают с книгой, более охотно работают в парах и небольших группах. Они более успешны в овладении артикуляцией английского языка, знакомы с фонетическими упражнениями, которые вызывают определенные трудности у детей, не закончивших курс обучения. Поэтому необходимо создавать учебный материал на основе уроков с учетом навыков и привычек, которые сформировались у детей, занимающихся и не занимающихся английским языком в дошкольном учреждении. Решение этой проблемы заключается не только в планировании, но и в реализации плана в процессе обучения. Планы уроков для детей основаны на анализе потребностей детей. Возможности и потребности конкретных членов класса определяют, как формируются цели занятий, как выбирается содержание, методы и приемы работы, а также методы и формы контроля.
Следует отметить, что уровень физического развития и подготовленности является более важным в воспитании младших школьников. Не секрет, что 90% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Слабое здоровье влияет на усвоение учебного материала. Детям могут потребоваться дополнительные физические нагрузки. Некоторые школьники быстро устают. В связи с этим возникает необходимость составления плана урока с учетом физических возможностей детей.
Для решения всех проблем в преподавании английского языка в начальных классах были изучены различные педагогические методы и технологии. Наиболее приемлемыми и используемыми были следующие:
1) личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение[3]. Эта технология создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладеть лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени, но и дополнительные разъяснения. В таких случаях, можно объединить детей в небольшие группы и дать им одно общее задание, в результате возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые дети стараются выяснить у сильных детей все вопросы, которые они не понимают, а сильные дети заинтересованы в том, чтобы все члены группы, особенно слабый ребенок, досконально понимали материал. В результате этого совместными усилиями искореняются проблемы.
2) методология проекта.
Одной из перспективных форм обучения иностранному языку является проектная методология. Применение данного метода в образовательной ситуации позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, позволяющей эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. Преподаватели могут применять проектную методологию при изучении любой темы, предусмотренной школьной программой. Во время работы над заданием команда проекта объединяется одним видом деятельности, группа становится субъектом учебного процесса. Данная методика позволит педагогам создать условия для развития самостоятельности, творческой активности, эмоциональной сферы детей, воспитания личной и коллективной ответственности за порученную работу. Работая над проектом, школьники научатся использовать полученные знания на практике. Методология проекта позволит привлечь слабых детей к работе наравне с сильными, повысить интерес слушателей к иностранному языку. Систематическое применение данной методики способствует усилению мотивации, значительному повышению эффективности обучения.
Таким образом, технологии личностно-ориентированного подхода помогут создать ребенку ситуацию успеха. Они способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников, раскрытию их умственного потенциала, самостоятельности, ответственности, коммуникабельности. Кардинально изменится психологическая ситуация в классе, для многих детей процесс обучения станет радостным и желанным. Стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса изменится.
3) игровые технологии.
Среди различных методов организации занятий наибольший интерес у младших школьников вызывают игровые и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать коммуникативные навыки, способствуют эффективному освоению материала лингвистического программирования, обеспечивают практическую подготовку. Решить эти проблемы помогают игры, которые учителя широко используют на занятиях, на всех этапах преподавания английского языка[4]. В зависимости от назначения игр на уроке учителя используют следующие группы игр:
* игры для формирования речевых навыков, ролевые игры; игры для развития лексических, грамматических и фонетических навыков; контрольные игры;
• игры для развития мышления; игры для развития интеллекта;
• игры для снятия напряжения.
С точки зрения методов и средств проведения игр их можно разделить на: игры с использованием вербальной видимости (создание речевых ситуаций) и игры с использованием предметной видимости (карты, картинки, предметы).
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что их использование дает возможность привить школьникам интерес к языку, создает позитивное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речевую деятельность детей, дает возможность более целенаправленно реализовывать индивидуальный подход к обучению.
Здесь мы хотим предоставить следующие обучающие игры для школьников младшего возраста:
Bingo - Use numbers, letters of the alphabet, or word families: furniture, fruits, sports, jobs, colours, actions
Memory - Put 10 everyday objects on a tray. Say what they are in English, cover them. Can your child remember what's there and tell you in English? You can also use photos from magazines or newspapers of different word families.
Alphabet Game - Say a letter of the alphabet. Can your child find an animal, something to eat, etc. beginning with that letter? Or ask your child to write five words beginning with one letter.
Spy - Say that you are thinking of something beginning with a letter. Your child has to guess what it is. Example. «I spy with my little eye, something beginning with W.» «Is it water?» «No.» «Is it Window?» «Yes!»
Twenty Questions - Think of an object or animal. Your child has to ask questions to find out what it is. Example: «Is it big?» «No.» «Is it very small?» «No.» etc…
Definition Game - Give your child a definition, they have to guess what you're defining. Example: «It is very big and it has a long nose.» «Is it an elephant?» «Yes!»
Treasure Hunt - Your child has to find the things, or follow the clues you've written in English (5).
Таким образом, можно сделать вывод, что учебная деятельность младшегошкольника должна быть организована таким образом, чтобы развитие основных психических функций, мышления, памяти, внимания происходило при помощи эффективных приемов и методик, которые обеспечивали бы развитие не в ущерб мотивационной и физиологической составляющим. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, его выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры в учебный процесс. Игра является мощным стимулом к овладению языком, она ведет к развитию. Развивающая ценность игры заключается в самой природе, ведь в игре всегда есть эмоции, практическая деятельность в формировании навыков и умений - где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мыслительный процесс.
Список использованной литературы:
KorneiChukovsky, Collected Works in 15 vol. T. 2: - From two to five, M., Terra - Book Club, 2001.
Babenko EI, Gerasimova NN, Oganesyan M.R. On the experience of early learning English in the system of "preschool education - primary school" // IYASh. - 2003. - № 4 - p.20-25.
Gribanova K.I. Training of written speech at the initial stage // IYASh. - 1999. - №2. - p.18-21.
Aryan M.A. Personality - oriented approach and teaching a foreign language in classes with a heterogeneous composition of trainees // IYASh.-2007-No.1-p.3-11.
www.englishclub.com Learn English: Young Learners
Stepanova E.A. The game as a means of developing interest in the language being studied // YIYSh.-2004 - №2. - p.66-68.
Mihaljevic-Djigunovic J. Attitudes and Motivation in Early Foreign Language Learning // CEPS Journal. 2012. Vol. 2