Особенности психологического поведения спортсменов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности психологического поведения спортсменов

Литвиненко Т.А. 1
1Алтайский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всевозможные успешные достижения в спортивной деятельности подразумевает присутствие у спортсмена не только отличных физических данных, но и индивидуальных психических свойств, которые в той или иной степени воздействуют на его поведение в целом. Каждая спортивная работа подразумевает некоторое количество видов подготовки: физиологической, технической, психической, тактической и теоретической. Исходя из практического использования всех видов подготовки, лишь только тот, кто в равной степени овладел ими, способен продемонстрировать собственные способности и добиться высоких результатов в спорте. Само по себе исследование личности спортсмена-одна из весомых задач, так как существует некая связь между психологической структурой личности и спортивными достижениями.

Одной из важных задач на сегодняшний день, в рассматриваемой области, является мало исследованная специфичность качеств психической подготовки спортсменов, их стилевой саморегуляции психологических состояний [1].

Рассмотрим такое понятие как спортивная саморегуляция. Это понятие вкладывает в себя возможности спортсмена беспрепятственно держать под контролем изменения в двигательной, психической и внутренних функциональных сферах, а также заключается в характере самоконтроля соревновательного поведения. Любое проявление саморегуляции каждый раз персонально и специфично, так как оно связано с особенностями работы спортсмена и зависит от его окружения. Исходя из сказанного, при регулярном использовании специфических приемов постепенно развивается специальное свойство. Именно в спортивной деятельности это наблюдается особенно отчетливо. На примере всевозможных силовых видов спорта результат находится в зависимости не от времени и итогового счета, он находится в зависимости от возможности спортсмена именно к саморегуляции.

Рассмотрим подробнее вопрос об особенностях всевозможных свойств спортсменов и каким образом они воздействуют на их поведение в спортивной деятельности. Исходя из изучения всевозможных групп спортсменов, можно сделать вывод, что в структуре характера индивида присутствуют черты, которые относятся к действиям, ориентированным на достижение установленных целей: агрессивность в спорте, твёрдость характера, уверенность, авторитарность [3].

Такое понятие как агрессивность можно рассматривать по-разному. Практически во всех видах спорта, тем более в таких, где допускается физический контакт между спортсменами, важны контролируемые самим спортсменом, некоторые формы агрессии и злости. Исходя из исследований можно сказать, что спортсмены высочайшего профессионального класса, занимающиеся данными видами спорта, расположены к свободному выражению собственных агрессивных направленностях, чем представители иных видов спорта. Разного рода спортивные ситуации, где есть вероятность проявления какой-либо формы враждебности, в одних случаях имеют все шансы увеличиваться, в иных снижаться. Многое находится в зависимости от психологического настроя спортсмена, на который воздействует большое количество внешних факторов. В случае если у спортсмена наблюдается высокая потребность в агрессивных действиях, и спортивная деятельность не вызывает у него большой усталости, то агрессивность, вероятнее всего, сохранится. Напротив, в случае если сохраняется небольшая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает среднее утомление - его враждебность понижается.

Твердость характера – одна из самых распространённых индивидуальных черт спортсмена. Для индивидуума, которому свойственно это понятие, характерны чувственная стабильность, самоуправление в мыслях и действиях, критичность в оценке себя со стороны и окружающего мира, способность держать себя под контролем, свои эмоции и чувства. Его прямая противоположность – это индивидуум с «тонкой душевной организацией», который выделяется нетерпеливостью, сентиментальностью, чувствительностью, частыми волнениями и переживаниями.

Уверенность в собственных силах и способностях-показатель крепкой личности спортсмена. Чаще всего всему этому способствует высокий социальный статус, который приобретается индивидуумом на всех образовательных уровнях (например, школа, университет). Спортсмен, владеющий этим статусом, чувствует себя довольно уверенно и свободно во всевозможных социальных ситуациях. Это абсолютно не исключает такого варианта, когда некоторые спортсмены, занимаясь спортом, пробуют преодолеть ощущение чувство личной неполноценности. Различного рода исследования американских специалистов по психологии показали, что собственно почти все индивиды, которые занимаются лёгкой атлетикой, наращиванием мышечной массы, стремились компенсировать нерешительность в собственных мужских/женских достоинствах. Неуверенному в себе спортсмену важна психологическая составляющая – эмоциональная и словесная помощь.

Термин авторитарности, то есть потребность в подчинении себе других, чаще встречается среди тренеров, нежели между спортсменами. Индивидуальные черты «авторитарной личности» чаще всего проявляется с необходимостью индивидуума в руководстве других людей, иначе говоря, людей с высокой необходимостью подчинять себе окружающих, нередко стремятся к авторитарному контролю над собой. Человек, имеющий невысокие предрасположенности к авторитарным потребностям будет наименее охотно брать на себя подобные требования от других, в том числе и от собственного тренера, тем более если это связано с ограничением его свободы.

Каждая спортивная деятельность подразумевает наличие сильных психологических переживаний. Насыщенность яркими эмоциями, разного рода чувствами спортивных действий – одно из весомых критериев не только положительного воздействия спорта на личность спортсмена, но и неизбежность негативного влияния психологических переживаний на органические процессы и поведение человека [4].

Среди большого разнообразия впечатлений, которые бывают замечены в процессе спортивной работы возможно отметить следующие.

Во-первых, эмоциональное состояние, проявляющееся в ходе спортивных занятий, связанное с переменами, которые наступают в жизнедеятельности организма человека. Исключительно важный элемент особенности спортивных занятий- повышенная мышечная активность, если занятия проходят благополучно, всегда сопровождается с образным состоянием оживлённости поступков и бодростью. В случаях перетренировки та же мышечная активность вызывает ассиметричные впечатлении: абсолютный упадок сил, неудовлетворение собственными результатами.

Во-вторых, эмоциональный настрой, связанный с противоборством, иначе говоря, спортивной борьбой. Эти впечатлении всегда связаны с нарастающим напряжением, происходящему увеличению усилий, нацеленных на победу или же достижение лучшего результата. По собственному влиянию на человека, они превосходят все эмоциональные состояния, которые присущи человеку в его повседневной деятельности. В разгаре спортивной борьбы при успешном выполнении конкретного приёма (к примеру, когда футболист забил гол в ворота соперников) эмоциональное переживание успеха имеет возможность достичь своего пика. При неудачах же, напротив, преследует чувство неудовлетворённости и нерешительности в себе, в собственных силах.

И наконец, в-третьих, эстетическое впечатление в собственной сущности, определены ярким восприятием выполняемых движений, красоты их формы и других сторон, которые воздействуют на безупречность выполнения физических усилий спортсмена. Подобные ощущения бывают замечены при занятиях синхронным плаванием, спортивной гимнастикой, теннисом, фигурном катании и т.д. Существенное значение имеют эстетические ощущения, вызываемые восприятием внешней обстановки, в которой происходят спортивные состязания. красивое наружное оформление, специальная форма, в которую одеты участники соревнований, внимательность и заинтересованность зрителей -всё это формирует у участников соревнований приподнятое эмоциональное состояние и желание продемонстрировать собственные старания и усилия, достичь лучших результатов.

Важным аспектом психологического поведения спортсменов являются также мотивы их поведения в спорте. Главная психологическая черта мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, – это чувство удовлетворения, которое проявляется в занятиях спортом [2]. Для себя эти мотивы достаточно сложны, оказывая специфическое влияние на поведение спортсмена, можно отметить следующие виды мотивов для занятий спортом: чувство удовлетворения от выражения мышечной активности; стремление проявить себя целеустремленным и решительным при выполнении сложных упражнений; желание добиться отличных результатов, доказать свои спортивные навыки и т.д.

Изучив основные вопросы психологического поведения в спортивной деятельности, можно предположить, какие возможности и перспективы его ждут в ближайшее время. Поскольку они руководствуются не только законами формирования психологических основ поведения личности в спорте, но и законами формирования и развития самого вида спорта.

Стоит ли говорить о том, есть ли определенный предел спортивным рекордам или же его нет. Более вероятно, что на самом деле он все еще существует, так же, как и предел физической вероятности человека [5]. Тем не менее, мало кто пытался выяснить пределы психологических возможностей человека. Следовательно, можно признать, что психологическая подготовка с течением времени станет одним из ключевых звеньев подготовки спортсменов высшего профессионального класса, и однозначным победителем соревнований может стать тот, кто лучше других готовит свою психику к борьбе с сильными противниками.

Список литературы:

Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. - Москва, Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.

Психологические особенности мотивации спортсменов [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/1976276/psihologiya/raskryt_osobennosti_motivatsii_sportsmenov

Психологические особенности спортсменов [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/1889715/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_sportsmenov

Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.

Чикова О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. – Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. – 76 с.

Просмотров работы: 510