Степень участия населения в местном самоуправлении Республики Казахстан - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Степень участия населения в местном самоуправлении Республики Казахстан

Джунусова А.Н. 1
1ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной статьи заключается в том, что местное самоуправление является самым близким к народу видом власти. Оно призвано реализовывать интересы местного сообщества, удовлетворять потребности местного населения. Но все это все возможно лишь на основе партнерского взаимодействия органов местного государственного управления и самоуправления населения данной территории. Для достижения поставленной в данном исследовании цели были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть теоретические аспекты участия граждан в местном самоуправлении; 2) провести анализ местного самоуправления в Республике Казахстан.

В качестве теоретической и методологической базы были использованы труды российских и казахстанских авторов в области местного управления и самоуправления, в том числе Фролова Е. В., Антонова Н. А., Бегенова А., Жанузакова Л. Т. и др. Также базой послужили различные периодические издания, нормативно-правовые акты, законы и интернет-ресурсы. Теоретические обобщения позволяют сделать вывод, что эффективность местного самоуправления определяется степенью участия в нем местного населения. Именно гражданская активность может стать двигателем развития муниципального образования. Поэтому вопрос определения степени гражданского участия в местном самоуправлении имеет большое значение во всей системе государственного управления страной. В связи с этим в РК предприняты меры законодательного обеспечения решения данной проблемы.

В Основном законе нашли отражение нормы Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., содержащей общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления. В частности, это нормы о самостоятельности населения в решении вопросов местного значения, гарантированности такой самостоятельности, наличии выборных органов, определении примерных границ самоуправления. Конституция создает возможность потенциального разнообразия непосредственных форм реализации гражданами права на местное самоуправление. В законодательстве отражены такие формы, как выборы органов местного самоуправления, местные референдумы, правотворческая инициатива, собрания и сходы граждан и т.д. Кроме того, закреплена возможность делегирования органам местных сообществ государственных функций. Законодательство о местном самоуправлении постоянно модернизируется и сопровождается делегированием значительного числа государственных функций на местный уровень. В частности значительно расширены полномочия исполнительных органов местного государственного управления – акимов и их аппарата, а также местных представительных органов – маслихатов. В Законе РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» отражены меры по усилению роли и полномочий маслихатов в решении вопросов развития регионов. Введена выборность акимов сельских округов и районного звена, их отчетность перед населением и др.

Одновременно, законодательство отражает позиции по укреплению народовластия через повышение активности населения территорий и создаваемые ими неправительственные организации. В названном выше законе ведена дополнительная глава 3—1 «Участие граждан в местном самоуправлении». В ней закреплены основания участия граждан в местном самоуправлении, сведения о местных сообществах, обязанностях органов местного самоуправления, взаимоотношения государственных органов с органами местной власти. Существенной мерой стало принятием норм в части организации и проведении сходов населения и так далее.

На практике проблемы местного самоуправления в РК на современном этапе в общем виде можно охарактеризовать двумя позициями - отсутствие финансовой независимости и политической автономии. Эти проблемы тесно взаимосвязаны, так предоставление государством местным образованиям больше свободы в политическом плане, требует подтверждения мерами финансового характера.

Со стороны государства принимаются попытки вовлечь население в деятельность местного самоуправления расширяя их политические свободы и возможности финансового обеспечения. Так, в первые годы независимости резкое ухудшение социально-экономической обстановки и обострение жилищно-бытовых проблем стимулировало создание в Казахстане институтов, которые выполняли функции органов местного самоуправления. В республике образовались комитеты собственников квартир - КСК. Однако, подавляющее большинство КСК показали недостаточную эффективность своей деятельности. Периодически в обществе поднимается вопрос о необходимости, по крайней мере, частичного участия государства в финансовой поддержке жилищно-коммунального хозяйства населения. Это свидетельствует о неготовности населения полностью отказаться от государственного обеспечения структур самоуправления и требует дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.

В дальнейшем государство предпринимало меры по созданию условий для того, чтобы больше неправительственных организаций изучили западный опыт участия граждан в местном управлении. В этих целях были привлечены международные фонды, которые выделяли специальные гранты и оказывали НПО различные виды поддержки. Однако попытки быстрого внедрения зарубежного опыта муниципального управления в нашей стране не имели успеха. Меры международных фондов оказались не так эффективны, как ожидалось. Об этом свидетельствует крайне низкий процент участия населения в выборах, безразличие к процессу обсуждения программ социально-экономического развития территорий. Причинами этого является отсутствие практики демократического принятия решений местного управления, недостаточная инициатива населения, неразвитые механизмы социального партнерства, мощная централизация государственной власти, недоверие к любому властному уровню, недостаток информирования общественности о действиях власти и др. Таким образом,процесс переосмысления идеи МСУ в обществе идет медленно, кроме того существуют реальные барьеры, которые препятствуют активному участию граждан в МСУ.

Управление территорией будет эффективным лишь тогда, когда граждане сами непосредственно принимают участие в этом процессе. В условиях рыночной системы хозяйствования граждане должны сами заботиться о своем имуществе, среде обитания. Однако в общественном мнении проявляется существенное противоречие. С одной стороны, имеет место недовольство деятельностью государственных и местных органов власти, коммунальных служб и т. д., с другой сохраняется - боязнь проявления инициативы «снизу», не желание брать на себя ответственность. Граждане продолжают ждать, что именно их территория, дом, в котором они проживают, станет объектом пристального внимания органов власти, а также местных коммунальных служб.

Организация и деятельность местного самоуправления, на наш взгляд, требует дальнейшего совершенствования законодательства. Государство на законодательном уровне должно определить основные проблемные вопросы формирования и деятельности системы местного самоуправления, включая его формы, порядок создания и деятельности его органов, источники его экономической основы и т.д. Такой подход основан на унитарном устройстве Казахстана и противостоит возможности создания на местах органов, различающихся не только по названию, но и направлениям, формам, порядку деятельности, дополнительным источникам доходов, способам взаимодействия с органами местного государственного управления и т.д.

Заключение

В целом можно отметить, что в настоящее время в городах ситуация хотя и медленно, но меняется в нужную сторону и уже заметна положительная тенденция в развитии общественного сознания. А сельские сообщества катастрофически отстают от этих процессов вследствие недостаточной информированности и отсутствия какого-либо гражданского образования. Основой для вышеупомянутой помощи местным органам управления должны стать Местные учебные учреждения и консалтинговые организации. Для эффективного проведения реформы и расширения политического участия граждан в ее реализации нужны профессиональные организации, способные проводить обучение или предоставлять помощь иного рода. Это могут быть организации с различным статусом — некоммерческие НПО, коммерческие организации, структуры, созданные объединениями местных органов власти, или даже государственные учреждения.

Для ускорения процесса формирования эффективного МСУ в нашей республике можно предложить несколько рекомендаций. В том числе: обеспечить финансово-экономическую независимость муниципальных образований; повысить их уровень политической автономии; создать атмосферу доверия в органах местного самоуправления для привлечения населения в решение вопросов местного значения; закрепить формы прямого волеизъявления граждан на местах; обеспечить информированность местного населения и т.д.

Список литературы

www.kazpravda.kz

www.nur.kz

Фролова Е. В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 59-64.

Бегенов А. Актуальные вопросы местного самоуправления. Местное самоуправление в Казахстане: анализ механизма реализации: итоги, преграды, перспективы. — СКОФ РОО «СУИС», Петропавловск, 2005.

Антонова, Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4.

Жанузакова, Л. Т. Проблемы формирования местного самоправления в Республике Казахстан [Текст]/ Л.Т. Жанузакова// Актуальные проблемы российского права. – 2014. - №9. – 46 с.

www.zakon.kz

Просмотров работы: 33