ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Узбекова А.У. 1, Головнева Е.В. 2
1СФ ФГБОУ ВО БашГУ
2СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена главной целью общества являлось нравственное воспитание подрастающего поколения. С раннего возраста нравственные качества человека складываются из-за его добродетельных поступков, которые потом закрепляются на протяжении всей его жизни.

Процесс воспитания – это организованное влияние на подрастающее поколение, имеющее своим результатом формирование личности человека. В данном процессе особое место занимает нравственное воспитание Воспитательная деятельность направлена на формирование качеств личности, которые определяют отношение человека к самому себе, к труду и обществу, к людям. От нравственной воспитанности зависят цели его жизни и их реализация, от неё зависит, как использует человек и богатство знаний, умений, навыков.

Нравственная деятельность не существует сама по себе, а выступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности человека. В любых поступках человека возможен моральный аспект, который проявляется в цели или намерении, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях.

Н.Е. Щуркова считает, что нравственное воспитание – это систематическое, целенаправленное формирование нравственной личности, её моральных черт, её облика. Чтобы сформировать нравственные качества человека, надо сформировать нравственные убеждения. В основе нравственного самосознания лежат нравственные убеждения, к которым относятся знания, осознание нравственных требований, а также отношение к ним [3, с. 24].

В процесс воспитания входит: воспитание богатства эмоциональной жизни младших школьников. Эмоциональный опыт накапливается так же, как и опыт пережитых чувств, который оказывает глубокое влияние на нравственное становление человека. Впечатления детства, как сложный, многообразный, пёстрый опыт пережитых ребёнком чувств – это внутренний мир ребёнка. Переживания могут быть мимолётными и глубокими, осознанными и бессознательными.

Нравственные чувства это как сложные переживания многих чувств: таких, как негодование, радость, сочувствие, сострадание, стыд, жалость и др. Направленность этих простых чувств определяет их нравственную характеристику.

Задача воспитания состоит в том, чтобы формировать действенность чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежит живое нравственное чувство. Чувства связаны с волевыми качествами: решительностью, настойчивостью упорством. Они воспитываются не изолированно, а в общей системе формирования сознания и поведения. Мальчики, к примеру, переживая несправедливость, питая отвращение к грубому проявлению силы со стороны своих сверстников, должны вступаться за обиженного или слабого. Сочувствие горю или беде, сопереживание должно находить выход в соответствующих поступках [2, c. 400].

В воспитании чувств велико влияние личности педагога, особенностей его эмоционально-нравственных проявлений. Чувства, связанные с отношением к другим, такие как симпатия, отзывчивость, справедливость, забота, требовательная любовь к детям – содействуют реализации принципа уважения к личности ребёнка, к его суждениям, переживаниям, делам. Они помогают учителю найти спокойный, уважительный тон в общении с детьми и коллективом, выбрать в качестве меры воздействия, где это нужно, совет и разъяснение, а не прибегать к прямому осуждению, постоянному принуждению.

Воспитание чувств осуществляется с раннего детства. Гражданские чувства формируются в младшем школьном и старшем школьном возрасте. Но надо иметь в виду, что такие чувства, составляющие нравственное богатство личности, развиваются на базе более простых чувств, вполне доступных маленькому ребенку и постоянно проявляющихся в ситуациях его жизни в семье, а затем в школе.

Усвоение нравственных понятий, переживания, чувства нельзя отрывать от поведения воспитанника. Нравственные черты личности проявляются в поступках. Любой акт поведения человека побуждается какими-то желаниями, устремлениями, потребностями, которые становятся мотивами поступков.

Процесс нравственного становления личности не совершается ровно и гладко. В нем проявляются противоречия и конфликты. При этом следует различать противоречия, которые не оказывают существенного влияния на личность, и противоречия, движущие развитие. По мнению исследователей, основным, ведущим противоречием является противоречие между новыми духовными потребностями и сложившимися способами поведения. Младшие школьники стремятся действовать в соответствии со своими новыми моральными представлениями. В данном случае необходима помощь педагога, который способствует возникновению новых интересов, потребностей, перспектив. Это помогает учащимся в овладении новыми, более совершенными способами нравственного поведения, добиваться осознания поступков, помогает наметить новые перспективы в самовоспитании.

Задача педагога состоит в том, чтобы, помогать ребенку в выборе нравственных решений, соответствующих его силам и возможностям; помогать сделать правильный выбор, укреплять собственные желания, побуждения ребёнка к нравственному поступку.

Правильный выбор вызывает положительные чувства, укрепляет веру в себя, укрепляет привычку поступать правильно в аналогичных ситуациях. Однако это происходит тогда, когда выбор труден, но посилен, не приводит к перенапряжению сил, эмоциональному стрессу [1, c. 111].

Таким образом, нравственное воспитание – это систематическое, целенаправленное формирование нравственной личности, её моральных черт, её облика. Для того, чтобы сформировать нравственные качества, необходимо сформировать нравственные убеждения. Нравственные убеждения составляют основу нравственного самосознания, которое включает в себя знание и осознание нравственных требований, а также соответствующее к ним отношение. Убеждения предполагают сознательно усвоенные знания, суждения, понятия моральных норм и требований. Нравственные чувства могут быть обобщёнными как сложные переживания многих чувств (чувство морального удовлетворения) и относительно простыми (негодование, гнев, сочувствие, стыд, сострадание, радость, жалость и др.).

Проблемы нравственности актуальны во все времена. Человечество всегда высоко ценит нравственную воспитанность. На данный момент смяты нравственные ориентиры, и из-за этого подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.

2. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. – М.: Смысл, 2013. – 400 c.

3. Щуркова Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. – М.: Ювента, 2013. – 144.

Просмотров работы: 252