АЙН РЭНД – ПИСАТЕЛЬ / ФИЛОСОФ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АЙН РЭНД – ПИСАТЕЛЬ / ФИЛОСОФ

Шипилова Е.Ю. 1, Липский Е.Б. 2
1Северный Арктический Федеральный Университет
2Санкт-Петербургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество Айн Рэнд оказало большое влияние на развитие Западной культуры в XX веке, а так же на формирование современного западного, прежде всего, американского, общества. В области философии она получила известность как основоположница философии объективизма, центральной задачей которой является разработка и обоснования концепции рациональной этики, или как говорила сама Айн – «концепции разумного эгоизма». Вопросы этики, а именно соответствие слова и этического поступка, в ее философии занимает ключевое значение. Однако эти вопросы, новый вариант решения которых она видела как путь к наиболее гармоничному развитию человеческой личности, тесно переплетаются у нее с исследованием социально-экономической модели, в которой подобная концепция сможет получить наибольшее распространение и развитие.

Родилась Алиса Розенбаум в 1905 году в зажиточной семье петербургского фармацевта, владельца аптеки Зиновия Розенбаума. В октябре 1917 года, после прихода к власти большевиков, аптека ее отца была национализирована под предлогом «справедливости» и «общего блага». Это событие, по воспоминаниям самой Айн Рэнд, стало одним из первых, повлиявших на формирование ее мировоззрения. Осенью 1918 года семья Розенбаум, спасаясь от большевиков, подалась в Крым, где на тот момент были расположены части отступавшего белогвардейского сопротивления. Здесь, на территории, временно свободной от большевистской идеологии, Алиса Розенбаум заканчивает школу, а ее отец снова пытается развивать свой фармацевтический бизнес. Однако после захвата Крыма большевиками, аптеку Зиновия снова отнимают на тех же основаниях. В это же время происходит еще ряд событий, повлиявших на формирование личности будущего философа: «В начале 1921г. красное правительство Крыма объявило Неделю бедноты. Солдаты ходили из дома в дом и забирали излишки, если у кого-то было “слишком много” вещей. Некоторые люди оставались только в той одежде, что была на них… Отец одноклассницы был арестован и расстрелян. Из всего того, что солдаты награбили в доме его семьи, в каждую школу направили по комплекту одежды для учениц. Девочки тянули лотерейный билетик-жребий, чтобы решить, кто получит поношенную одежду. Я не могу вам выразить весь ужас, который почувствовала, когда мой класс получил платье, принадлежавшее дочери расстрелянного человека. Никто из девочек не хотел брать это платье; они отказались тянуть жребий. Но одна “социально настроенная” девочка сказала, что она хочет платье, что у нее есть на это право, что она бедна и ее одежда рваная. Она взяла это платье»[1]. После ряда подобных впечатлений «решение стать писателем уже не было вопросом неопределенного будущего; это решение стало немедленным, неотложным вопросом»[2].

Семье Розенбаум снова приходится бежать. Здесь можно провести историческую параллель с семьей Набокова, тем более что Алиса училась в Санкт-Петербурге в женской гимназии вместе с Ольгой Набоковой, сестрой знаменитого писателя. Однако в отличие от Набоковых, как и многих других представителей русской интеллигенции, сумевших найти спасение от большевистского террора за пределами страны, семье Розенбаум приходится возвращаться обратно. Известный культуролог и исследователь судеб русской интеллигенции начала XX века Александр Эткинд объясняет это тем, что «Набоковы сумели, продавая по пути драгоценности, вырваться в Англию, а вполне обнищавшим Розенбаумам пришлось вернуться в Петроград»[3].

24 августа 1921 года Алисе по возвращении удалось поступить в Петроградский университет, где на нее оказал большое влияние преподаватель философии, профессор Петроградского университета Николай Онуфриевич Лосский. Он знакомит Алису с трудами Платона и Аристотеля. Аристотеля Айн Рэнд позже назовет своим философским прародителем. «Их отношения имеют первостепенное историческое значение, поскольку, вероятно, именно Лосский был тем человеком, который впервые познакомил Рэнд с диалектическими методами анализа»[4]. В это же время она знакомится с творчеством Фридриха Ницше, так же повлиявшего на формирование ее мировоззрения.

Одновременно с увлечением философией, она осваивает новый жанр в искусстве – кинематограф. Помимо регулярного посещения кинопремьер, Алиса Розенбаум после окончания Петроградского университета поступает на сценарные курсы при Институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, 15 октября 1924 года), Увлечение киноискусством откроет для нее американскую культуру, что стало возможным в условиях краткосрочной либерализации в период НЭПа, по сути, спасет ей жизнь: именно в этот период у нее возникает желание эмигрировать в Америку, а в дальнейшем именно это увлечение обеспечит ей заработок на первых порах после успешного отъезда. Это, в свою очередь, предоставит ей возможность заниматься в свободное время литературным творчеством, итогом которого, станут те произведения, которые представят новаторское философское содержание и сделают ее по-настоящему знаменитой – «Атлант расправил плечи» (1957) и «Добродетель эгоизма» (1964). Наибольшее влияние на Алису в период, предшествовавший ее отъезду, произвел образ независимой женщины, которая твердо идет к поставленной цели. Такой женщиной стала для нее Пола Негри, Ей же был посвящен первый литературный очерк Алисы, изданный в 1925 году. Воспользовавшись приглашением родственницы семьи Розенбаумов – Сары Липски – в 1926 году Алиса Розенбаум уезжает в США по гостевой визе, но обратно уже не возвращается. «Я буду знаменитой к тому времени, когда вернусь» – сказала она своей семье перед отъездом. Она выполнила свое обещание, однако в Россию она больше не вернулась. Ее родители и одна из сестер погибли в блокаду. Возлюбленный, ставший прообразом Лео в ее романе «Мы живые» был расстрелян в 1937 году. Эти события окончательно определили мировоззрение Алисы, взявшей вскоре после эмиграции псевдоним Айн Рэнд.

Несложно понять, почему именно проблема взаимодействия личности и общества, этические вопросы, такие как, например, вопросы соответствия слов «справедливость», «общее благо» их смысловой нагрузке и практическим следствиям из их, стали центральными в философии Айн Рэнд. По сути, философия объективизма призывает разобраться с определением этих этических категорий, содержание которых на протяжении многих веков считалось сакральным и могло интерпретироваться как угодно. Именно в этом видит Айн Рэнд причину последствий такого рода интерпретаций, как например те, которые тесно были связаны с жизнью близких ей людей. Не к конкретному большевистскому режиму предъявляет она претензии, а к той возможности произвольной интерпретации этических установок, при которой такой режим получает право трактовать их своих целях, что приводит к катастрофическим для судеб многих людей последствиям. Вряд ли запомнившийся Айн Рэнд случай с распределением платья можно назвать «справедливым», хотя именно «справедливостью» обосновывались такие и гораздо худшие инициативы. Но что же такое справедливость? Именно на решение этого вопроса и направлено внимание философа.

Прежде всего, стоит отметить, что основой философии объективизма является фундаментальный монизм, единство мира и языка, бытия и мышления. Существует только одна объективная реальность, а не две отдельных реальности. Объективизм предполагает, что есть независимая от ума реальность, что отдельные люди находятся в контакте с этой реальностью посредством сенсорного восприятия, что люди получают объективные знания через восприятие измерения и формируют обоснованные концепции погрешности измерений, и что надлежащей моральной целью жизни является стремление к собственному счастью или «рациональный эгоизм», что единственной социальной системой, в соответствии с этой моралью, является полное уважение индивидуальных прав человека. Человек является индивидом, самостоятельной, независимой личностью, развивающий свой талант и самостоятельно распоряжающийся его результатом. Эти идеи отчасти прослеживаются и в философии Чернышевского, так же, по всей видимости, оказавшего на Айн определенное влияние. В то же время принцип свободы не означает необходимость поддержки оппонента. Свобода не может быть ограничена метафизическими критериями морали, такими как общественное благо или же божественная воля, выражающимися в таких этических метанарративах, как жертвенность, долг, служение. Человек, поступая так или иначе, руководствуется лишь собственными интересами. Если заботиться о своих интересах было бы зло, значит, желание жить зло и жизнь – зло, обосновывает Айн Рэнд свою позицию. Человек свободен, и его жизнь предельно субъективна, она происходит здесь и сейчас, и потому человек должен использовать свою жизнь в собственных интересах. За счет подобных идей Айн Рэнд иногда ошибочно относят к прямым последователям Ницше. Перечисленные выше идеи действительно получают свое развитие в ницшеанской традиции. Однако в философии объективизма следование личным интересам может приводить и к разрушительным последствиям, что недопустимо. Зло содержится не в самих личных интересах, а в том, в чем они находят свое выражение. То есть в том, на что направлена та или иная трактовка этических суждений. Свобода действий человека ограничена свободой действий другого человека. Таким образом, с позиции рациональной этики априори снимается возможность трактовать свободу поступков индивида как наносящих вред другим людям. Человек должен действовать в собственных разумных интересах. А мораль служит лишь средством удовлетворение рациональных желаний. Поскольку в ином случае, при свободе интерпретации понятия морали обществом, общество ставится выше морали, так как именно оно ее устанавливает, тогда как общество это лишь набор личностей выдающих от имени общества свои личные желания за этический кодекс. И в таком случае определение морали ничем не отличается от установки произвольных моральных норм субъектом в ницшеанской традиции, только еще и в дополнение к этому скрывается за термином «общество» имеющим в качестве этического субъекта ярко выраженную метафизическую окраску. В противовес этому предлагается следующий принцип: свобода создающей свое собственное логически обусловленное жизненное пространство личности ограниченная только свободой другого субъекта. Логика для Айн Рэнд – залог личной свободы. Не в этом ли аристотелевский принцип золотой середины?

Таким образом, жизнь индивида служит его собственным нравственным предназначением. Труд во имя метафизического «общественного блага» предлагается заменить на труд продуктивный – путь неограниченных достижений человека, требующий от него проявления лучших качеств характера: творческих способностей, целеустремленности, уверенности в себе, наиболее полное и же общей ценностью с точки зрения рациональной этики целенаправленное использование рассудка. Наиболее совершенной моделью государственного устройства Айн Рэнд считает либеральный капитализм, предполагающий наибольшие возможности для развития личности такого типа. Единственной общей ценностью с позиции объективизма является человеческая жизнь, цену которой Айн Рэнд познала сполна. Интеллектуальное наследие Айн Рэнд можно считать существенным вкладом в развитие рационально обоснованного гуманизма, наряду с такими выдающимися философами XX века как Карл Поппер и Эрих Фромм.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Branden B. The Passion of Ayn Rand. P. 37. Цит. по: Крымский период в жизни американской писательницы Айн Рэнд (Алисы Розенбаум) // Judaica Ukrainica I (2012), 287-313.

URL: http://judaicaukrainica.ukma.edu.ua/ckfinder/userfiles/pdf/JU_287-313.pdf.

Там же. С. 38.

Эткинд А. Из измов в демократию: Айн Ранд и Ханна Арендт // Знамя, № 12. М., 2000.

URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/12/etkin-pr.html.

Вильгоцкий А. Кто такая Айн Рэнд? М.: АСТ, 2015. С. 26.

Просмотров работы: 40