Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Солодилова О.О. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для каждого государства стоит задача в том , чтобы будущее поколение понимало свою значимость и важность, которую они приносят своей стране. Поэтому уже с ранних лет детям прививают любовь к Родине, к традициям и народам населяющих ее, разнообразию природы, животного мира, а также большое значение имеет отношение ребенка к своей малой родине.

Дошкольный возраст- это наиболее благоприятный период для эмоционально – психологического воздействия на ребенка. В этом возрасте образы восприятия детей очень яркие и запоминающие, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь. Именно в этот возрастной период важно заложить основы патриотического воспитания. Воспитание в личности патриотических чувств является существенным на каждом возрастном этапе. В период старшего дошкольного возраста для ребенка характерно развитие благородных чувств, черт характера, а также высоких социальных мотивов, которые уже связывают его со своим народом, своей страной. Большой вклад вносит язык народа, который усваивает ребенок, игры, игрушки, народные песни, музыка, впечатления о родном крае, городе, о труде, обычаях людей, среди которых он живет. Современные исследователи рассматривают национально-региональный компонент в качестве основного направления социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников. При этом акцентируется внимание на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины. Воспитания патриотизма и гражданственности является важной целью государства. Подтверждением этого выступает разработка Государственной программы патриотического воспитания на 2016-2020гг. Обращаясь к ФГOС наблюдается, что патриотическое воспитание имеет направленность на все образовательные области (коммуникация, познание, и пр.). Но к сожалению патриотическое направление в воспитание незначительно сформулировано, формы и методы её не всегда результативны, так как не берутся во внимания социально - психологические характеристики современного детства. Проблема патриотического воспитания в рамках дошкольной системы образования недостаточно изучена, это определяет актуальность данной темы.

Рассмотрим понятие патриотизм как социальное явление. Довольно подробно раскрыта сущность этого понятия в монографии И.Е. Князькова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

Патриотизм как духовная ценность, непременно значимое чувство и источник силы народа, служащий мотивом к общественно значимой деятельности, наиболее реализуется в личности и социальной группе, которые достигли высокого уровня духовно-нравственного, а также культурного развития. Духовно - подлинный, в своей основе патриотизм подразумевает бескорыстное и безвозмездное служение Отечеству. Козлова С.А. пишет о том, что «патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу». Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - «это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек». Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что патриотическое воспитание как научная категория многоаспектна. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Д.С.Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной – это знакомство с историей и культурой своего народа, его обычаями и традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию того, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, повсюду живут люди разных национальностей, есть общие профессиональные и общественные праздники, люди берегут и охраняют природу и др. Надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

Внимание детей привлекается к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, парковый комплекс, почта, аптека, и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Им объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого с детьми проводятся экскурсии по городу, на природу, беседы, презентации и т.д.

Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, культурой, с выдающимися людьми.

Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему;

воспитывать чувство гордости за свою Родину, за своих земляков;

развивать бережное отношение к достопримечательностям города, к его природе;

уважать и ценить труд людей;

умение ориентироваться в своем городе, знать название улиц;

воспитывать желание украсить свой город, сделать его лучше и чище.

Решение данных задач поможет воспитать патриотов своей Родины, которые будут гордится тем местом в котором они живут. А также сформировать чувство значимости для своей Родины и ответственности за нее.

Список литературы:

Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - М: Владос, 1991. - 112 с

Просмотров работы: 256