ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Андреева Л.А. 1, Алексеева О.В. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время следует отметить повышение внимания к семье со стороны институтов воспитания. В период бурной перестройки социально-экономического и политического уклада жизни государства и общества, значительные изменения претерпевает система семейного воспитания. Интерес к семье как к педагогической системе обусловлен тем, что на протяжении последних десятилетий всё больше проявляются признаки кризиса российской семьи. К реформаторским изменениям государственного масштаба, семья как ключевой институт в устройстве общества особенно чувствительна поскольку их последствие находят свое отражение на её уровне жизни, стабильности и воспитательной деятельности. Потенциал возможностей семьи, её жизнедеятельность, воспитание детей и социальные установки, отношение к образованию и ценностные ориентации переживают серьёзные трансформации, что во многом обусловлено её адаптацией и приспосабливаемостью к новым условиям.

Причинами возникновения нетипичных проблем воспитательного характера стало возникновение материальных и психологических трудностей, переживаемые семьёй. Неуверенность родителей приводит к тому, что они перестают быть образцом для подражания у своих детей, а также авторитетом. Дети перестали обращаться к родителям за помощью и за советом считая их неспособными в новых условиях к выживанию. На этом фоне происходит снижение воспитательной роли семьи. В последние годы утрачивают свою силу многие ценности, которые на протяжении веков считались основой семейного воспитания.

Проблема формирования ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте актуальна в современном обществе, так как младший школьный возраст один из самых ответственных в плане развития личности.

Младший школьный возраст - это период, когда у ребёнка идёт освоение и осознание норм и образцов желаемого поведения в семье и в обществе. Ученые говорят, что именно данный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательного отношения к миру, развитию учебной деятельности, организованности и саморегуляции. И сейчас, как никогда, в воспитании личности приоритетной задачей становится формирование человека, «уважающего и принимающего ценности семьи и общества».

Так же формирование ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы как самостоятельное направление не выделяется. Тем самым в современной России наблюдается рост деградации внутрисемейных отношений, обеднение семейных ценностей и в обществе говорят о необходимости изменить сложившуюся ситуацию.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывают уклад семейной жизни, стили семейного воспитания, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально ценностные качества.

Анализ федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7] и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [8], свидетельствует, о том, что данные документы в качестве социального заказа фокусируют особое внимание на приоритете развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетной задачи развития системы образования рассматривается формирование нового поколения, обладающего 5 знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию, где ключевым инструментом выступает воспитание детей [5].

Под уважительным отношением к семье у детей младшего школьного возраста О.Л. Зверева понимает направленность мышления ребенка на историю семьи и ее традиции, активное вовлечение его в систему традиций, наличие социальных эмоций, способствующих возникновению желания развивать и продолжать семейные традиции [2, с. 79].

Процесс воспитания отношения к семье включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий. При этом когнитивный (информационно-содержательный компонент) будет выступать как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний - понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Эмоционально- мотивационный компонент - личностный смысл, который придается отношению. Поведенческо-деятельностный компонент - это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения [6, с. 34].

Занимаясь вопросами формирования личности Л.И.Божович, отводит уважению к семье важную роль. Отношение между родителями и детьми должны изменить свой характер, с появлением у ребенка новых обязанностей родители в первую очередь должны относиться к нему уважительно и требовательно [1, с. 219].

Говоря об уважении детьми своих родителей, Л.И.Божович отмечает, что лишь в тех семьях отношения между взрослым и ребенком гармоничны, в которых присутствует взаимное уважение друг друга.

Одной из форм воспитания уважительного отношения к семье может стать литературный салон. Исторически сложилось так, что литературные салоны являлись особым способом общения образованных людей. Самым ярким периодом популярности литературных, философских, художественных, музыкальных салонов являлся, так называемый, «золотой век русской литературы».

В настоящее время происходит возрождение традиций литературных салонов как одной из интересных и доступных форм работы с подрастающим поколением, направленным на развитие творческой гармоничной личности. Это связано с тем, что литературный салон представляет собой свободную форму общения с утонченной «исторической формой», которая дает возможность в полной мере реализовать и «применить» взаимодействие между семьей и школы.

Вместе с тем, как и любая другая форма, организация литературного салона предполагает выделение методических подходов к решению поставленной задачи. Методика в педагогическом смысле – научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач[4, с. 214].

Организации литературного салона в образовательном учреждении состоит из следующих задач [3, c.138]:

Создание в школе группы единомышленников (10-15), которые возьмутся за проведение первых литературных салонов и смогут привлечь в качестве гостей других школьников и их родителей.

Выбор помещения (библиотека школы, уютный кабинет класса, актовый зал), которое позволяет организовывать неформальное общение и групповую работу.

Наличие в школе проектора, множительной техники, компьютера, музыкального центра, библиотеки.

Однако, ввиду сложностей в организации, данная идея потеряла актуальность для современной школы.

Перечислим организационные шаги проведения литературного салона, охватывающий в себя весь опыт освоенных педагогами технологий: педагогических мастерских, технологии проектной деятельности по Зябкиной В.В [3, c.146]. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Этапы организации литературного салона

Содержание

Методики

Критерии эффективности

1. Диагностический этап-Этап создание темы.

Создание темы, определяющей направление чтения, открытие нового имени, новой проблемы, нового автора. На этом этапе включается познавательный интерес участников салона, обозначается поле непознанного, рождается любопытство и развивается любознательность

На данном этапе важно выявить воспитательные запросы родителей, определить их понимание воспитательного процесса, вопросы, волнующие родителей больше всего. В дальнейшем это поможет строить взаимодействие педагога и родителей уже с опорой на полученные данные

Немаловажно на данном этапе выяснить отношение самих родителей во взаимодействии педагога-родителей-детей и их желания, и возможность участия в данной области.

При диагностировании целесообразно использование комплекса методов исследования, включающие в себя тестирование, анкетирование, беседу и др.

Критерий эффективности:

-доля родителей, охваченных диагностическими процедурами.

2.Проектно-целевой этап-Этап встречи с текстом.

Встреча с художественным текстом, в котором нужно найти свои смыслы, свои читательские ценности, которые всегда индивидуальны. На этом этапе очень важно, чтобы стиль автора был услышан, воспринят каждым, одушевлён ведущим салона.

На данном этапе закладывается вся необходимая база, на которой в дальнейшем будет строиться взаимодействие родителей, педагогов и обучающихся в общеобразовательном учреждении. Информация о потребностях и интересах родителей в работе с детьми полученная на предыдущем этапе, соотносится с целями организацией в целом, на основе чего определяется форма организации взаимодействия с семьей на развитие уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.

Разработка управления литературного салона должна осуществляться совместно с родителями, тогда уже на данном этапе идет осознание родителями целесообразности и деятельности взаимодействия, выстраивается собственное видение данного процесса, определяется отношение к нему.

Наблюдение.

Критерии эффективности:

-доля родителей, участвующих в разработке системы родительского самоуправления,

-целенаправленность, целостность, функциональность, разработанной системы управления литературным салоном.

Организационный этапЭтап свободного общения всех участников салона.

Предметом разговора и дискуссии является прочитанное, соотнесённое со своим жизненным опытом, потому что “литература — это продолжение или опережение жизни” (В.П. Астафьев). Впечатления от текста становятся источником размышлений о себе, своём жизненном выборе, о людях. На этом этапе формируется умение слушать и учиться у других, впитывать их ощущения, вслушиваться в их мысли, становиться “заслуженными собеседниками” (А. Ухтомский).

Для того чтобы система родительского самоуправления работала достаточно эффективно, необходимо четкое планирование и определение способов их взаимодействия между собой. Для этого необходима разработка программы литературного салона, определяющих концепцию, порядок создания и функционирования родителей. Разработка программы также должна осуществляться с участием тех, кого они касаются, то есть педагога-родителя-детей и общеобразовательное учреждение.

На основе разработанной программы строиться дальнейшая работа по планированию деятельности салона. Оптимальным является разработка семестровой программы, позволяющего согласовывать ближайшую и отдаленную форму деятельности, определять объемы выполненной работы создавать условия, для реализации намеченного, координировать действия всех участников процесса салона.

Анкетирование, беседа, наблюдение.

Критерии эффективности:

-доля родителей, детей, участвующих в разработке программы литературного салона.

Этап 4. Исполнительно-координационный -Этап творческого письма, рождение личностного “живого знания”, поиск своего слова.

На данном этапе отвечают на вопросы: что нового узнал, что записал в читательский дневник, с какой мечтой уходишь, что запомнилось и стало своим. На этом этапе работы каждый создаёт свой отклик о встрече в интересном для себя жанре. Зачитывание своих текстов воодушевляет и помогает преодолеть стеснительность, помогает учиться и совершенствоваться, учит уважать чужую мысль и восхищаться ею.

На данном этапе осуществляется непосредственная деятельность педагога-родителей-детей через участие в литературном салоне, формирование собственного мнения, влияющего на принятие того или иного решения. Деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения на данном этапе заключается в координации деятельности родителей и обещающихся.

Важным также является своевременное выявление и прогнозирование проблем, трудностей в развитии уважительного отношение к семье у детей младшего школьного возраста.

Наблюдение,

анкетирование

Критерии эффективности:

-доля включенности родителей, детей, участвующих в литературном салоне.

Этап 5. Результативный.

Целью которого, является выявление соответствия планируемых результатов и полученных результатов.

Анкетирование, беседа, наблюдение

Доля уважительного отношение к семье у детей младшего школьного возраста.

Этап 6. Этап поиска нового, определение перспектив дальнейшего взаимодействия.

Выбор наиболее значимого, сравнение мыслей, формулировка своих вопросов, выводов. Погружение в пространство размышлений, впечатлений, воспоминаний, ассоциаций путём выполнения разных творческих заданий. Каждый свидетельствует о том, с чем бы он хотел ознакомиться, что ему любопытно завтра. Это период рождения замысла новой формы организации салона, которая ещё должна пройти становление, олицетворение и осмысление планируемых результатов.

Методический ресурс салона, его педагогическая составляющая заключается в формировании уважительного отношения культуры участников салона, развития уважительного отношения к семье у детей младшего школьного возраста.

Нами был проведено исследование на базе «МБОУ НШ «Прогимназия»» г. Сургута у обучающихся 1 класса. Количество человек - 25, среди них 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей – от 7 лет до 9лет. С целью выявление исходного уровня уважительного отношение к семье у первоклассников.

Б ыли подобраны методики Р.В. Овчарова «Я и моя семье», методика Т. А. Фалькович «Диагностика отношение к жизненным ценностям», а также методика Сакса Леви «Незаконченные предложения». Целью данных методик является изучение уровня сформированности уважительного отношения к семье. Мы выбрали эти методики потому, что они охватывают большой спектр вопросов и заданий, в которых можно изучить действительный уровень развития уважительного отношения к семье у обучающихся.

Выводы были сформулированы исходя из анализа данных по трем методикам. Оценка развития уважительного отношения к семье осуществлялась по 3 уровням: высокий, средний и низкий.

Результаты методик показывают, что большинство обучающихся с любовью и уважением относятся к своим родителям. По мнению 80 % (20) детей, родители занимают важное место в их жизни. Понятие «уважительное отношение» большинство детей понимают, как отношение с любовью, теплотой (56%), 32% обучающихся считают, что уважать родителей – значит слушаться их во всем, 12 % респондентов отмечают, что необходимо не только слушаться, но и «помогать во всем своим родителям», «защищать их», «жалеть, когда мама болеет» и др. Таким образом, когнитивный компонент уважительного отношения к родителям представлен в исследуемой группе на достаточно высоком уровне.

100% обучающихся чувствуют эмоциональное состояние своих родителей, однако, не все сочувствуют им в ситуациях плохого настроения, самочувствия. Деятельностная сторона уважительного отношения к родителям проявляется не всегда, особенно в тех случаях, когда затронуты интересы и потребности ребенка. Вместе с тем, общее стремление помочь родителям в различных ситуациях наблюдается у подавляющего большинства обучающихся.

Воспитание уважительного отношения у детей младшего школьного возраста это важная задача, которая решается не только в семье, но и при обучении детей в школе. Особое место в данном процессе занимает внеурочная деятельность, в том числе наиболее эффективная формой при такой работе — это литературный салон.

Список литературы:

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. :МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2012. - 349с.

Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в начальной школе [Текст] /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М.: ТЦ «Сфера», 2013.- 300с.

Зябкина, В.В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала [Текст] // Под общей редакцией В.И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html [Архивированов WebSite] (датаобращения: 15.12.2018).

Хакимова, Г.А., Гребенюк, Г.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: монография [Текст]. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та. 2010. - 175 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Текст]: текст с изменением и дополнение на 2014 г.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sch1213s.mskobr.ru/files/federal_nyj_zakon_ot_29_12_2012_n_273-fz_ob_obrazovanii_v_rossijskoj_federaii.pdf – (Дата обращения 14.12.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изменением и дополнение на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. – 33 с. (Стандарты второго поколения).

Просмотров работы: 60