Развитие коммуникативных умений у младших школьников в коллективе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие коммуникативных умений у младших школьников в коллективе

Малкина А.А. 1, Головнёва Н.А. 2
1СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
2СФ ФГБОУВО «БашГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перед нашим обществом остро стоят проблемы активизации познавательных творческих способностей детей, формирование желания и умения сотрудничать со своими ровесниками во время учебной или иной деятельности. Особенно решение вышеназванных проблем важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, потому что в этот период закладывается фундамент будущих навыков общения подрастающего поколения, так как современный школьник в процессе деятельности вступает в контакт с одноклассниками, с учителем, работает в паре или в группе. Сотрудничество – важное условие для успешного формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих эффективность не только учебной, но и познавательной деятельности обучающегося начальной школы.

В процессе воспитания и обучения дошкольников и младших школьников было замечено, что коллективные, групповые и парные формы организации познавательной деятельности в малых группах менее утомительны. Происходит это потому, что дети дошкольного и младшего школьного возраста и находятся в более тесном контакте между собой. Они смотрят за действиями других, учатся у них, повторяя увиденное, а порой сами начинают учить. Работают по принципу «умеешь сам – научи другого». Ребенок постепенно начинает сравнивать собственное умение с умениями сверстников. И в процессе этой коллективной деятельности у детей развиваются организаторские и творческие способности, коммуникативные умения, увеличивается интерес к обучению. В будущем именно такие способности формируют личность, его общественную направленность и эффективно ориентирует на педагогическую профессию. Таким образом, оптимальным периодом для начала работы по формированию всесторонне развитой личности является младший школьный возраст. Более эффективно становление личности будет происходить в коллективной деятельности, то есть в коллективе, где огромную роль играют общие интересы и цели, влияющие на мотивационную сферу каждого школьника. Одним из первых это доказал А.С. Макаренко на примере параллельной деятельности личности и коллектива. Являясь начальником колонии для малолетних преступников и решая главную цель – формирование личностных качеств, развитие товарищеской солидарности и взаимопомощи подростков, педагог разработал модель воспитания и обучения через организацию детского коллектива, который основывался на принципах: общей цели и деятельности, на дисциплине. В результате все 3000 его воспитанников, бывших преступников и беспризорников, стали настоящими гражданами своего государства.

Макаренко первым выступил с концепцией полной демократизации воспитания и обучения, реализовывалась она на общих собраниях, где свободно обсуждались и искались пути решения по всем вопросам дальнейшей жизни. Таким образом, Макаренко формировал в воспитанниках ответственность за свои решения и поступки, которые влияли не только на их жизнь, но и на судьбу других людей [Козлов И.Ф. 1987 год, с.159].

В современной педагогике существуют различные трактовки определения «коллектив». Но все-таки основным понятием объединение воспитанников или учащихся, отличающихся рядом важных признаков, к которым относятся:

- общая социально значимая цель и общая совместная деятельность для ее достижения;

- взаимная ответственность между членами коллектива;

- организация органов самоуправления, где все члены коллектива – субъекты совместной деятельности и отношений.

Если коллектив обладает перечисленными признаками, то в нем формируются особое отношение к труду, к личным или общественным обязанностям, к людям. Такая система отношений формирует гражданскую позицию человека в коллективе, знающего свои обязанности, умеющего преодолевать субъективные и объективные трудности и обладающего коммуникативными умениями [Грецов А.Г., 2005, с.64].

Оптимальным периодом для начала работы по формированию данных умений является младший школьный возраст. Необходимо научить школьников учитывать ситуацию, условия общения, обдумывать свою коммуникативную задачу, строить свое высказывание в соответствии с ней, а также обучать, определять автора и адресата общения. Главными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных умений обучающихся младших классов в процессе обучения является следующее: оснащение младших школьников знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой;

- включение в коллективно-игровую деятельность общение диалогового характера, состоящее из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе;

- использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение.

Естественно, что основными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников являются монологическая и диалогическая речь, постановка вопросов, которые задают самим себе с целью анализа проделанного, понимания возникновения трудностей возможностей их преодоления. В таких случаях рождается ответственность, самостоятельность и активность которых проявляются в коллективе.

Когда работа личности будет происходить в коллективной деятельности, тогда воспитание и образование будут более эффективными и раскроются качества каждой личности.

Таким образом, на сегодняшний день стоят сложные задачи организации общения учеников друг с другом и с учителями, которые необходимы для реализации коммуникативного школьного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грецов А.Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками // Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Норма, 2005. 178 с.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 159 с.

Просмотров работы: 36