Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Султангужина Л.Ф. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при помощи краеведения. А также особенности духовно-нравственного развития дошкольного возраста. На сегодняшний день данная проблема популярна, но не так полноценно изучена. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный для развития ребенка со всех сторон. В этот период происходит формирование у детей любви к Родине, к природе родного края. А также на данном этапе происходит накопление дошкольниками социального опыта жизни в родном краю и усвоение принятых норм поведения.

По мнению Н. В. Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории, презренен и легкомыслен».

В настоящее время актуальной проблемой является правильного формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важный период формирования личности ребенка, а также в будущем взрослого человек. В данный период происходит формирование духовно-нравственных чувств, закладываются первоначальные представления об окружающем мире, обществе, культуре и гражданских качествах. И самое главное появляется новое чувство – «патриотизм», т. е. преданность и ответственность за свою Родину. Патриотизм необходим для полноценного существования гражданина.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для создания среды, в который ребенок мог бы правильно и точно изучить окружающий мир и свою Родину. Правильное воспитание патриотических чувств достаточно сложный процесс, но, тем не менее, очень важный.

Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на развитие патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание у старшего дошкольника любви к родному краю как к своей малой Родине, осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего; готового служить своей стране трудом и защищать его интересы.

Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение. Краеведение - это полноценное изучение своей Родины, а для дошкольников своего города. Данное направление, безусловно, необходимо в занятиях детских садах, так как оно социально значимо. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

По данной теме написано много литературы, т.е. о знакомстве дошкольников с культурой своего народа, так как обращение к своему наследию воспитывает почтение и уважение к своей стране. Упор на знание истории и культуры может поспособствовать, в будущем для детей с трепетом относиться к культурным традициям других народов. Но, не смотря, на большое количество методического материала, в которой нередко пишется лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей, не отражается вся полнота этого материала. Можно сделать вывод, что чувство патриотизма многогранно и обширно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание – это разносторонний педагогический процесс. Задача педагога: углубить и расширить знания о родном крае; привить навыки исследовательской работы; создать условия для творческого раскрытия личности ребенка; воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются быстротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации

Для старшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, на прогулках нужно знакомить их с объектами природы (живой и неживой), простейшими причинами наблюдаемых явлениях, их взаимосвязях.

Самая любимая и естественная деятельность дошкольников – игра. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с заводными и сюжетными игрушками, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группе, поднимают настроение, сближают детей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор, формируют эстетический вкус.

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ можно использовать следующие методы краеведения:

1.   Экскурсии и целевые прогулки  по памятным местам, к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев ВОВ, в сочетании с рассказом воспитателя, а также по достопримечательностям родного города.

2.   Чтение художественной литературы

3.   Использование технических средств обучения – слушание музыкальных произведений о Родине, просмотр фильмов, слайдов о природе нашей Родины.

4.   Рассматривание фотографий и иллюстраций (они должны быть яркими и привлекательными), вырезок из журналов, плакатов, открыток, картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным.

5. Беседы о родном городе, стране, ее истории

6. Встреча детей с участниками ВОВ, ветеранами труда.

7.  Самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, поделка игрушек, разучивание и пение песен, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке

8. Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка)

9. Привлечение детей к общественно – полезному труду в ближайшем для детей окружении, т.е. труд на участке детского сада совместно с родителями

10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

Таким образом, под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Введение краеведческого материала в практику работы дошкольной образовательной организации даст возможность обогатить знания детей о родном крае, воспитать их его настоящими гражданами и патриотами.

Список литературы:

Миронова, М.М. Люби и знай свой край / М.М. Миронова//Дошкольное воспитание - 2008г.- №1 –С.17

Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. - №8. – С.4-14.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера,2010 – 96с.

Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.

Просмотров работы: 419