Ученик начальной школы – это человек, который активно учится коммуникативным навыкам. В этот период активно идет приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение подружиться – одна из важных задач развития на этом этапе. Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Как пишет российский философ, доктор философских наук А.А. Радугин: «Ребенок, который поступает в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него есть постоянные обязанности, связанные с воспитательной деятельностью [Апальков, 2010, c.190-192]. Учитель в учебно-воспитательном процессе недолжен работать только с одним учеником, а должен со всеми, что определяет строгость требований педагога и увеличивает психическое напряжение ребенка. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате чего выявляются многие отклонения от заданного пути развития: гипервозбудимости, гипердинамики, выраженного торможения. Эти отклонения лежат в основе детских страхов, уменьшают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенок должен преодолеть испытания, которые на него упали.
В первые школьные годы учащиеся постепенно отходят от своих родителей, хотя по-прежнему существует потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и отношения между родителями оказывают серьезное влияние на ребенка. Внешняя социальная среда приводит к тому, что все более сильное воздействие на них оказывают другие взрослые. Общение младшего школьника с окружающими за пределами школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко определить свои права и обязанности и ожидает доверие старших к новым навыкам. Внеклассная и внешкольная работа может дать хорошую возможность осознать эту потребность в возрасте. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является фундаментальной в этом возрасте. Нужно помнить, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и уникальность, и академическое достижение здесь уже не является определяющим критерием, потому что постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые напрямую не связаны с обучением. Помочь каждому ребенку реализовать свой потенциал, выявить ценность навыков каждого и других детей. В рамках образовательной деятельности психологические новообразования характеризуют наиболее значительные достижения в развитии младших школьников и являются основой для развития на следующем этапе развития.
Младший школьный возраст связан с вступлением в учебную деятельность, при этом она выступает как ведущая в этот период, а также происходит переход от визуально-образного мышления к абстрактному, к навыку строить рассуждения, выводы. С приходом ребенка в школу происходят изменения в его отношениях с окружающими людьми. Значительно увеличивает время, выделенное для общения. Большую часть дня дети проводят с окружающими: сверстниками, учителями и другими людьми. Содержание коммуникационных изменений, оно не включает темы, связанные с игрой, преобладает деловое общение. Особое место в жизни ребенка является подростковый период, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Развитие культуры общения в младшем школьном возрасте может быть успешно реализовано в будущем. Учителя и психологи должны контролировать общение младших школьников и, при необходимости, проводить коррекционную и развивающую работу с детьми. Под коммуникативными способностями младших школьников в качестве средства их социальной адаптации выступают:
- комплекс индивидуальных психологических характеристик социальной ориентации личности младшего школьника (контактность, эмпатия, доброжелательность);
- уровень знаний, навыков и навыков в социальной и коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с другими, навыки культурного поведения, способность быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и т. д.);
- желание и потребность в социальной и коммуникативной деятельности;
-способность анализировать и адекватно оценивать социальные и коммуникативные ситуации и контролировать их статус в деловых и личных контактах с другими людьми.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых навыков, способов различения социальных ситуаций. У младших школьников уже есть достаточные рефлексивные способности, школа предъявляет новые требования в отношении развития речи. Реализация образовательной деятельности возможна только в том случае, если ребенок привык управлять своими психическими процессами и поведением в целом. У детей младшего школьного возраста есть все предпосылки для формирования важного социального качества. Учащиеся в таком возрасте еще не утратили интереса к игре, и, самое главное, они используют игру в учебе для обучения навыкам обучения, и поэтому игра может использоваться для развития коммуникативных навыков и социального поведения [Божович, 2008, с.93-98].
Начало обучения позволяет ребенку занять новую жизненную позицию. В то же время большинство детей младшего школьного возраста имеют предпосылки для формирования важных социальных качеств, которые способствуют успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в образовательной деятельности во многом важной задачей в работе учителя. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего начального школьного возраста. Как писал советский психолог Л.С. Выготский: «Новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства для организации такого поведения, и только потом становится его собственным индивидуальным способом действия ребенка» [Андреева, 2008, c.112]
Специфика младшего школьного возраста заключается в том, что цели деятельности отводятся детям главным образом от взрослых. Существенные условия, позволяющие взрослым формировать способность ребенка самостоятельно контролировать свое поведение, таковы, что ребенок обладает достаточно сильным и прочным действующим мотивом поведения. Введение ограничительных целей. Расчленение приобретенной сложной формы поведения на относительно самостоятельные и мелкие действия. Наличие внешних средств, которые являются основой овладения поведением [Апальков, 2010, c. 23-26].
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Если у ребенка к 9 – 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, то значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: ребята сидят за одной партой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе [Бодалев, 1983, c. 23-26].
Культура общения младшего школьника это личностное образование субъекта, включающее в себя следующие компоненты: совокупность таких значимых качеств, как бесконфликтность, коммуникативность, эмпатия, толерантность, доброжелательность, отзывчивость; мотивация к позитивному взаимодействию с участниками межличностного общения; ценностное отношение к моральным нормам, правилам поведения, принятым в обществе; система знаний, умений и навыков культурного межличностного общения, которая необходима ему для успешного прямого и непосредственного взаимодействия с взрослыми, сверстниками и другими детьми в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание процесса формирования культуры общения младших школьников представляет собой единство личностного, мотивационно-ценностного, информационного и поведенческого компонентов. Личностный компонент включает ряд значимых качеств личности младшего школьника (бесконфликтность, коммуникативность, эмпатия, толерантность, доброжелательность, отзывчивость), необходимых для успешного взаимодействия с взрослыми, сверстниками и другими детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2008. - 303 с.
2. Апальков В.Г. Практикум по культуре речевого общения: учебно-практическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2010.- 280 c.
3. БодалевА.А. Личность и общение. – М.: Педагогика. 1983. - 272 с.
4. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 2008.-399 с.
5. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. - М., 2008. - 256 с.