Манипулятивное поведение как продукт социализации в XXI веке - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Манипулятивное поведение как продукт социализации в XXI веке

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологическая теория черт в качестве методологической категории предполагает, что некоторая личностная черта соотносится с вероятностью проявления человеком соответствующей линии поведения. Подобная связь прослеживается между манипулятивным поведением и личностной чертой «макиавеллизм». В.В. Знаков так описывает этот феномен: «Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей; высокие оценки по шкале макиавеллизма положительно коррелируют с экстернальностью, подозрительностью, враждебностью. Такие субъекты более эффективно обманывают других, чаще используют лесть и в целом успешнее влияют на других людей» [1, с. 17].

Макиавеллизм как предмет исследования представляет научный интерес, поскольку в настоящее время природа этой личностной черты, отражающей склонность к манипулятивному поведению, остается не до конца проясненной. В силу этого обстоятельства не разрешается следующий вопрос: относится ли выраженность макиавеллизма к клинической картине психического здоровья или же любая его величина может рассматриваться как неклинический вариант нормы? Над проблемой природы макиавеллизма продолжают трудиться такие авторы фундаментальных психологических исследований, как В.В. Знаков, М.С. Егорова, Е.А. Белан, О.В. Каракулова, J.F. Rauthmann, Z. Esperger и др.

В целях более полного понимания описываемого конструкта раскроем один из возможных контекстов развертывания манипулятивного поведения – контекст социализации.

Основная тенденция общественного развития в XXI веке – возрастание актуальности модели подражания «стандарту демонстративности» в отношении тенденции «казаться, а не быть». Современные технологии, призванные облегчать жизнь человека, занимают определенное место в процессе его социализации, однако их роль не может быть оценена как строго профицитная с точки зрения гибкости работы психики [2, с. 20].

С одной стороны, прямым следствием успешной социализации, в том числе с помощью новейших технических разработок, мыслится гармоничное встраивание индивида в общество в форме реализации поведения в рамках предписанных социумом норм с заделом на гуманистическое, культурное развитие этих норм. С другой стороны, внедренные инновации стимулируют упрощение алгоритма достижения социальных и сугубо материальных целей, а также возникновение новых паттернов поведения, формирующих динамику самооценки человека и распределения ответственности за реализованные действия. Таким образом складываются манипулятивные паттерны поведения, позволяющие удовлетворять собственные интересы без учета иных интересов, квалифицируемые как модели деятельности, идущие вразрез с моральными и формализованными общественными нормами, и паттерны ведомого поведения, отражающиеся в следовании за трендами демонстрации внешней атрибутики социальной успешности [3, с. 197]. Сочетаемость этих двух типов моделей и их взаимозаменяемость нам еще предстоит подтвердить. Кроме того, если подобные модели укореняются в виде привычки, это может привести к различной глубины изменениям в структуре личности, ригидизации ее ответов на вызовы среды, увеличению риска деструктивного поведения и другим нарушениям саморегуляции [4, с. 176]. Таким образом, динамика современной социализации дает путь как для культурного роста, так и для саморазрушения социума. Существует ли адаптивное ядро этого явления? Утвердительный ответ вполне допустим.

Мы предполагаем, что и ярковыраженный, и слабовыраженный макиавеллизм являются индикаторами дезадаптивного поведения личности. Высокие показатели по шкале макиавеллизма говорят о потребности человека активно экстернально самоутверждаться в попытке преодолеть внутриличностный конфликт образов «Я-реального» и «Я-идеального» или давление внешнего фрустрирующего фактора (часто из позиции агрессора), когда низкие показатели по шкале макиавеллизма свидетельствуют об интернальном пассивном проживании такого конфликта (из позиции жертвы). В то же время обладание средним уровнем макиавеллизма может расцениваться как предиктор адаптивности деятельности, указывающий на достаточное развитие ассертивности, позволяющей человеку удовлетворять свои притязания без ущемления окружающих.

Итак, если макиавеллизм обсуждается в пределах случая, в котором функционирование психики не отягощено отдельными клиническими симптомами и симптомокомплексами, то поведение, свойственное людям, обладающим этой чертой, может исследоваться в системе психологических конструктов и корректироваться в ходе психологического консультирования. В XXI веке манипулятивное поведение занимает место в ряду продуктов социализации человека, однако при условии оптимальной выраженности макиавеллизма, саморегуляции и ассертивности возможно профицитное применение имеющегося потенциала личности.

Список литературы

Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В.В. Знаков // Психологический журнал, 2000. – Т. 21. – №25. – С. 16–22.

Тхостов, А.Ш., Сурнов, К.Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации / А.Ш. Тхостов, К.Г. Сурнов // Национальный психологический журнал, 2006. – С. 20–27.

Устинкина, К.Г. Виртуальные социальные сети как объект изучения / К.Г. Устинкина // Социология науки и технологий, 2016. – Вып. 7. – №1. – С. 194–200. DOI:10.24411/2079-0910-2016-00012

Егорова, М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств / М.С. Егорова // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10: Дифференциальная психология, 2009. – №1–2. – С. 65–80.

Просмотров работы: 10