ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Леонтьева А.И. 1, Головнева Н.А. 1
1СФ ФГБОУ ВО "БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире большую роль на становление культуры общения оказывают компьютерные технологии – упрощенный и обедненный язык СМС и электронных сообщений проникает в повседневную речь и претендует на норму. Большое влияние такая тенденция оказывает на детей младшего школьного возраста. В связи с этим, проблеме формирования культуры общения детей младшего школьного возраста уделяется особое значение, так как формирование функций речи является центральным звеном развития ребенка.

Но что же такое культура общения и что она из себя представляет?

Подробнее рассмотрим толкование «общения» с точки зрения различных педагогов. Так, А.А. Леонтьевым общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанных между собой в психологическом отношении. Ахманова О.С. рассматривает общение как сторону целостной деятельности ребенка. В общем, культура общения же рассматривается как часть нравственного воспитания личности, она отражает манеру и стиль общения, культуру речи, умение слушать и понимать собеседника.

Лисина М.И. выделяет 4 этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым: Первый этап подразумевает потребность во внимании со стороны взрослого; Второй этап – это нужда в сотрудничестве или соучастии взрослого; Третий этап – нужда в уважительном отношении взрослого; Четвертый этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

Известный советский психолог Ломов Б.Ф. выделяет три функции общения:

– информационно-коммуникативная;

– регуляторно-коммуникативная;

– аффективно-коммуникативная.

Так же Борис Федорович выделяет следующие свойства общения:

– общение – это взаимпонаправленное действие;

– общение подразумевает активность каждого его участника;

– участники его рассчитывают получить ответ от партнера по общению;

– каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Ребенок, идущий в начальную школу – это человек, который активно учится коммуникативным навыкам. Именно в школе ребенок получает навыки социального взаимодействия с группой сверстников, он автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. В дошкольном возрасте индивидуальные особенности ребенка не могли помешать его естественному развитию, так как эти характеристики были приняты и учтены близкими людьми. В школе же ребенок находится в равном положении с другими детьми, из-за чего, вследствие, могут возникать различного рода психологические проблемы, которые ребенок должен уметь преодолеть (гипервозбудимость, гипердинамика, выраженное торможение). Общение ребенка младшего школьного возраста, так же, прежде всего, сохраняется в семье. У ребенка, идущего в школу, круг общения начинает постепенно расширяться – это и одноклассники, и учитель, и другие работники учебного заведения. Общение младшего школьника за пределами учебного заведения так же имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Ребенок хочет четко знать свои права и обязанности и стремится получить одобрение взрослых к своим новым навыкам и увлечениям. Важно, чтобы ребенок знал, что он может сделать это и может сделать лучше, чем кто-либо другой. Способность делать что-то лучше других имеет большое значение для детей младшего школьного возраста. Школьник должен чувствовать свою уникальность и ценность, определяющим критерием здесь является не только его академическая успеваемость, но и другие качества, которые напрямую не связаны с обучением.

Важную роль в формировании сознательного поведения личности играет общение с группой сверстников: общение со сверстниками способствует самопознанию детей, равное положение с ними допускает особую раскованность ребенка в общении с другими детьми и благоприятно влияет на раскрытие его творческого, самобытного начала.

Общение со сверстниками позволяет детям «примерять» на себя усвоенные у взрослых нормы поведения и общения, которые они в свою очередь адаптируют под себя. Партнер по общению в этом возрасте выступает как отправная точка в познании ребенком самого себя и мира вокруг.

Таким образом, можно утверждать, что значение общения на всех этапах развития личности очень велико. Общение выступает универсальной средой, в которой зарождается и протекает как воспитание, так и обучение.

Формирование культуры общения у детей младшего школьного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у детей стремление к общению необходимо поощрять даже незначительные попытки играть или сотрудничать друг с другом.

Важно объединять детей вокруг какого-либо важного дела, заставляющего их работать вместе, радоваться, переживать. В насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог должен использовать различные приемы, которые способствуют разнообразию в повседневной жизни детей: утром встретить детей улыбкой, постараться увлечь интересной темой урока. Если учебный день с самого начала будет интересен детям, то этот настрой сохранится и на протяжении всего дня. Переполненные впечатлениями дети не раз возвращаются к приятным моментам и стараются поделиться мнением о них с другими. Общение между школьниками происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех других видах деятельности. Оно оказывает влияние на психологическое здоровье ребенка, формирует его как личность. При недостатке общения темп формирования психических процессов замедляется.

Заметив на ранней стадии какие-либо психологические отклонения в поведении ребенка, педагог может грамотно их корректировать. Комплексное воспитание ребенка должно быть направлено на позитивный опыт общения ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми, на удовлетворении потребности детей в познании предметного мира вокруг себя.

Если ребенок удовлетворяет свою любознательность, получает позитивный опыт от общения с миром, у него возникают чувство доверия к окружающим, широта социальных контактов. Обучаясь в школе, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками: просить их о чем-то, помогать им, благодарить. Общение со взрослыми же помогает усвоить ребенку навыки вежливого общения.

В заключении подведем итог. Культура общения – это важная часть культуры поведения, которая выражается главным образом в построении диалогов с другими людьми. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова. Ребенка необходимо научить культуре общения, дать ему знание различных значений, в которых выражены смыслы взаимоотношений, научить правильной реакции на различные поступки и реплики других людей, помочь усвоить принятую в обществе модель поведения.

Младший школьный возраст – это период прогрессивного развития всех сторон речи, поэтому важно именно в этот период помочь ребенку усвоить правильные нормы общения и поведения с другими людьми. Недостаток общения со одной из сторон (взрослые или сверстники) может вылиться в серьезную психологическую проблему. Поэтому задачей взрослых является помощь ребенку по вхождению в коллектив, установка с его участниками различных связей. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Список использованной литературы

1. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304.

2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 448 с.

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.

Просмотров работы: 394