Уровень развития торговли и потребительского рынка является тем индикатором, который отражает благосостояние населения и эффективность всех сфер экономической деятельности. Поэтому мониторинг потребительского рынка, уровня цен и качества продукции должен являться приоритетным направлением развития регионов.
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает широкий перечень направлений, реализация которых невозможна без активного участия регионов. При этом программы развития территориальных образований сегодня имеют разную степень разработанности, а, значит, предполагают и разное внимание к данным аспектам развития.
В результате проведенного мониторинга нормативно-правовой базы регионов, входящих в состав Центрального федерального округа РФ, установлена закономерность разработки структуры документов стратегического развития потребительского рынка (торговли) и сформирована матрица структур Стратегий и Программ по отдельно взятым регионам.
По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
Стратегия развития торговли принята только в Белгородской области, утверждена постановлением Правительство Белгородской области от 7 июля 2015 г. N 264-пп. В остальных субъектах ЦФО материалы по развитию потребительского рынка (торговли) включены в целевые разделы стратегий.
Так, в ряде субъектов: Владимирская, Воронежская, Ивановская, Липецкая, Московская, Тверская области, а также Рязанский муниципальный район Рязанской области и город Ярославль в целях совершенствования системного подхода к перспективному развитию региона, формирования благоприятных условий социально-экономического развития приняты стратегии социально-экономического развития регионов и муниципалитетов.
В Брянской, Калужской и Орловской областях приняты инвестиционные стратегии, а в Тульской области – Стратегия развития территории области.
Утверждающими документами указанных стратегий являются распорядительные документы органов исполнительной власти, областные законы (Воронежская, Липецкая, Тамбовская области), указ Губернатора – во Владимирской области.
Что касается срока реализации рассмотренных документов, то следует отметить, что, как правило, он ограничен 2020 годом.
Только Стратегия социально-экономического развития Владимирской области разработана на период до 2030 года.
Распоряжением администрации Курской области от 30 декабря 2015 г. n 923-ра утверждена Программа развития потребительского рынка в Курской области на 2016 - 2020 годы.
Как правило, на уровне регионов Стратегии социально-экономического развития содержат в своей структуре раздел «Развитие торговли и потребительского рынка». В данных разделах наибольшее внимание уделяется таким направлениям как:
- повышение ценовой доступности товаров для населения области и оказание адресной помощи менее обеспеченным группам граждан;
- увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте за счёт развития фермерских хозяйств;
- повышение квалификации работников торговой сферы;
- обеспечение качества и безопасности продукции.
Наиболее широко перечень направлений развития торговли и потребительского рынка представлен в Стратегии развития торговли в Белгородской области на период до 2020 года, предусматривающая, кроме указанных выше, такие направления как:
- создание условий для развития всех форм торговли (в том числе мобильной и ярмарочной);
- создание комфортной потребительской среды и повышение качества культуры обслуживания;
- создание условий для увеличения количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере торговли;
- повышение уровня обеспеченности населения торговыми площадями, дифференцированными по различным форматам торговли и услуг.
Также положительным примером управления потребительским рынком в Белгородской области является разработка «Стратегия региональной системы защиты прав потребителей на 2011 – 2020 годы». Поскольку в настоящее время многие средства массовой информации отмечают актуальность данной проблемы, другие регионы также должны уделять ей большее внимание. Анализ структуры программ регионального развития показывает, что совершенствование системы защиты прав потребителей планируется также в стратегиях социально-экономического развития Курской и Ивановской областей.
Подробная «Программа развития потребительского рынка» разработана также в Курской области. Основное внимание в ней уделяется направлениям:
- повышение уровня обеспеченности населения торговыми площадями, дифференцированными по различным форматам торговли и услуг;
- увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте за счёт развития фермерских хозяйств;
- развитие конкуренции;
- укрепление системы защиты прав потребителей;
- повышение квалификации работников торговой сферы;
- совершенствование форм, методов координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка.
В Ивановской области не разработаны специальные программы развития торговли и потребительского рынка, но Стратегии социально-экономического развития Ивановской области предусматривает повышенное внимание к торговой сфере. Наиболее значимые аспекты Стратегии Ивановской области это:
- развитие разных форм торговли;
- защита прав потребителей;
- обеспечение качества и безопасности продукции;
- повышение профессиональной квалификации работников торговли;
- укрепление системы правового регулирования в сфере потребительского рынка.
Несмотря на разную степень разработки программ развития торговли, большинство законодательных органов разных регионов, в первую очередь, уделяют повышенное внимание развитию малого и среднего предпринимательства и агропромышленного комплекса как основе для обеспечения населения безопасной, качественной и более дешёвой продукцией.
Сопоставление Стратегии развития торговли в Российской Федерации и Стратегий развития регионов указывает на необходимость более тщательной разработки направлений развития потребительского рынка.
В частности, для Ивановской области можно рекомендовать также дополнительное включение в Стратегию следующих направлений:
- разработка и внедрение системы комплексной оценки эффективности торговой политики;
- развитие мобильной торговли, в основном для удовлетворения потребности в продовольственной и непродовольственной продукции населения сельских населённых пунктов;
- развитие фермерских хозяйств и увеличение доли продукции собственного производства в розничном обороте;
- обеспечение сбалансированного размещения на территории области инфраструктуры торговли;
- развитие дистанционной торговли;
- повышение имиджа торговой сферы.
Для обеспечения системы комплексной оценки эффективности торговой политики необходимым является установление единых целевых индикаторов, установленных в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года:
- Количество хозяйствующих субъектов, фактически действующих в сфере розничной торговли;
- Количество стационарных торговых объектов всех форматов;
- Обеспеченность населения площадью торговых объектов, дифференцированная по различным форматам;
- Количество нестационарных и мобильных торговых объектов;
- Количество мест на ярмарках;
- Количество мест на сельскохозяйственных (в т.ч. кооперативных) и специализированных продовольственных рынках;
- Доля Интернет-торговли;
- Динамика инвестиций в основной капитал в сфере розничной торговли.
В системе критериев развития торговли в Ивановской области в настоящее время указанные целевые критерии не предусмотрены, поэтому для региона рекомендуется их разработка и прогнозирование.
Важным аспектом эффективного развития торговли в России является обеспечение соответствия программ развития регионов государственным программам с учётом местных условий и внутреннего потенциала территориальных образований.
В качестве мероприятий стратегии развития торговли в РФ на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года в целях создания условий для развития инфраструктуры торговли предусмотрена разработка системы комплексной оценки эффективности торговой политики, реализуемой на территории субъекта РФ, муниципального образования (определение системы ключевых показателей эффективности, порядка мониторинга таких показателей).
Как показали результаты проведенного мониторинга, до настоящего времени в свободном доступе не имеется нормативных правовых актов Минпромторга России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных ассоциаций, содержащих методики оценки эффективности реализации стратегий развития торговли, выявляющих их преимущества и недостатки, предлагающих основные характеристики, которыми должны обладать разрабатываемые методики оценки.
Список использованной литературы:
Никоноров В.М., Тютюкин В.К. (2015). Торговля и её элементы, системный подход. Российское предпринимательство, 16(22), 4119-4126
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Закон Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ (ред. от 07.11.2012) “О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года” (принят Ивановской областной Думой 25.02.2010)