Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет определённые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Предметные результаты освоения ООП НОО включают в себя сформированность уважительного отношения к природе, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде [11,с.20].
Всеобщность экологического воспитания и образования определена федеральным законом «Об охране окружающей среды». В статье 71 закона прописано, что в целях формирования экологической культуры и устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма [12]. В настоящее время основы экологии преподают во всех дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях.
И.З. Сковородкина раскрывает термин «Экологическое воспитание» как целенаправленное развитие у обучающихся высокого уровняэкологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное ответственное отношение к ней как к высшей национвльной и общечеловеческой ценности[9,с.149-150].
Автор выделила основные задачи экологического воспитания в начальных классах:
развитие экологического сознания детей;
формирование экологической культуры;
развитие готовности к активной природоохранной деятельности;
формирование экологически ответственного поведения[9,с.150].
Обучающийся в ходе такого образования овладевает экологической культурой, которая рассматривается, как «личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды…», и является регулятором его сознательного поведения в окружающем мире. В свою очередь экологическая культура опирается на экологическое сознание, подразумевающее систему мировоззренческих установок, позиций в отношении окружающей среды. Но в связи с интенсивным развитием науки и техники, появлением все новых приборов, установок, продуктов потребления и т.п. возникает необходимость не только в природоохранном сознании и поведении, но, прежде всего, развитии экологического видения и предвидения, прогнозирования. У обучающихся необходимо развивать экологическую зоркость, умение оценивать ситуации в окружающей жизни через призму экологии (например, в быту не бросать бумаги и мусор на улице, даже если они мешают, пачкают руки, одежду, имеют неприятные запахи; стимулом к решению этой проблемы должна стать не сиюминутная гигиена, а стремление к сохранению чистоты окружающей среды). Также необходимо формировать у младших школьников желание и умение предвосхищать экологические последствия результатов деятельности человека, создания и внедрения им тех или иных изобретений[8,с.147].
З.И.Сковородкина выделила компоненты экологического сознания:
• экологические знания;
• эстетические чувства и экологическая ответственность;
• волевые устремления человека, направленные на охрану природы, активную борьбу с правонарушителями законодательства об охране окружающей среды[9,с.150].
Изучив теоретические аспекты формирования экологически грамотного поведения у детей младшего школьного возраста, мы приступили к практической проверке рассмотренных нами положений. Для выявления уровня сформированности экологически грамотного поведения у детей младшего школьного возраста была проведена опытно-исследовательская работа.
Опытно-исследовательская работа проходила на базе МБОУ лицея № 3 г. Сургута. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «Г» класса в количестве 25 человек. Опытно-исследовательская работа проводилась с 17.12.2018г. по 29.12.2018г.
Первым этапом исследования был констатирующий, цель которого заключается в выявлении уровня сформированности экологически грамотного поведения в природе у первоклассников.
Таким образом, по результатам всех проведённых методик, 32 % (8 человек) учеников проявляют высокий уровень экологических знаний, у учеников сформированно ценностное эмоциональное отношение к природе, обучающиеся проявляют готовность к соблюдению правил экологически грамотного поведения в природе, таким образом они обладают высоким уровнем сформированноссти экологически грамотного поведения в природе. Дети, обладающие средним уровнем экологических знаний, не всегда проявляющие ценностное отношение к природе, не любых ситуациях готовы соблюдать экологически грамотное поведение в природе, обладают средним уровнем экологически грамотного поведения в природе, что составляет 28% (7 человек) учеников класса. Обучающиеся, допускающие множество ошибок в экологическом материале, не имеющие ценностного отношения к природе, чаще не желающие соблюдать экологически грамотное поведения в природе, обладают низким уровнем сформированности экологически грамотного поведения в природе, что составляет 40 % (10 человек) обучающихся класса.
Рис.1. Уровни сформированности экологически грамотного поведения у первоклассников
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что уровень экологически грамотного поведения класса – низкий. Обучающиеся в основном допускают ошибоки в демонстрации накопленных знаний основных аспектах грамотного поведения в природе . Ученики в малой степени осведомлёны в данном аспекте. Сформирован низкий уровень экологической и культуры. В основном обучающиеся не изъявляют желание соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе.
Следует осуществлять работу над формированием всех компонентов экологически грамотного поведения у детей младшего школьного возраста посредством использования эко-квестов на уроках по предмету «Окружающий мир».
Е.Н. Землянская выделила основные требования к методам и формам экологического воспитания в начальной школе:
эмоциональность;
насыщенность чувственными образами;
понятность;
возможность применить немедленно в практической деятельности[3,с.320].
Кроме того, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде даст больший эффект, если оно сопровождается:
специально организованным, педагогически продуманным восприятием детьми природы и окружающей среды на основе всех органов чувств.
художественно-эстетической деятельностью детей, заключающейся в оформлении учениками результатов своей творческой деятельнотсти[4,с.320].
Особую роль при экологического обучающихся играет природоохранительная деятельность школьников. Виды её многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором);
- по предупреждению нежелательных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка презентаций);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала) [9, c. 150].
Е.А. Игумнова, И.В. Редецкая, И.Ю. Сорока, определили перечень образовательных технологий, позволяющих реализовать экологическое воспитание в начальной школе (см.рис.1).
Технология проектной деятельности – выполнение социально значимых проектов с учётом личной заинтересованности обучающихся.
Современные образовательные технологии, направленные на формирование экологически грамотного поведения в природе у детей младшего школьного возраста
Экологический практикум- вид образовательной практики, в которой осуществляется активная деятельность по изучению окружающего мира.
Учебно-исследовательская деятельность – самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования : выдвижение гипотезы, разработка плана её проверки и т.д.
Тренинг – вид образовательной практики, в которой ведущей является тренировка, т.е. закрепеление определённой реакции, действия, умения.
Игровые технологии – усвоение общественного опыта в педагогической игре.
Квест – технология – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ.
Рис.1. Современные образовательные технологии, направленные на формирование экологически грамотного поведения у детей младшего школьного возраста (по Е.А. Игумновой, И.В. Редецкой, И.Ю. Сорока)[4,с. 20].
Данные виды деятельности возможно организовать на уроках по предмету «Окружающий мир».
Рассмотрим потенциал предмета «Окружающий мир» для экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности[8,с.113].
В примерной образовательной программе начального общего образования указано, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной среде, определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отн Изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает естественно-научную основу понимания младшими школьниками необходимости бережного отношения и сохранения окружающей среды[8,с.324].
Рассмотрим урок окружающего мира как основную форму организации учебной деятельности естественно-научной направленности. Урок окружающего мира – это относительно самостоятельная, целостная единица общего учебного процесса. Урок окружающего мира будет эффективным, если: будут чётко определены цель и задачи; определено содержание урока, соответствующее цели и задачам; структура урока характеризуется определённой логикой; подобраны рациональные методы и средства обучения; прослеживаются преемственность и межпредметные связи; достигнута познавательная активность обучающихся[7,с.19-21].
Урок окружающего мира выполняет следующие функции: развивающую (развитие мышления, речи, мировоззрения, экологической и этической культуры); образовательную (формирование и развитие знаний, умений и навыков); воспитательную (патриотическое, экологическое, эстетическое, нравственное воспитание)[5,с.221-222].
Урок окружающего мира, являясь основной формой организации учебного процесса, обладает потенциалом для формирования субъектного отношения к миру и своей деятельности. Одним из важнейших компонентов урока считается организационный момент. На данном этапе необходимо включить детей в активную деятельность[1,с.76].
В литературе имеется описание возможностей курса «Окружающий мир» для формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
В современном образовательном процессе реализация урока «Окружающий мир» в рамках различных УМК предполагает использование инновационных технологий и приемов работы: алгоритмизированный подход, элементы проблемного обучения и т.д. [2, с.71-73]. Благодаря использованию различных методов и приёмов работы , урок окружающего обладает огромным потенциалом для формирования различных УУД.
З.А. Клепинина указывает универсальные учебные действия, которые формируются у обучающихся в процессе изучения курса «Окружающий мир». Среди них выделяют личностные (развитие учебно-познавательных мотивов, рефлексивного отношения к учению, личностного смысла учения и др.), регулятивные (умение планировать, прогнозировать и корректировать свою учебную деятельность), познавательные (умение находить необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи и др.), коммуникативные (умение сотрудничать с учителем и сверстниками и т.п.)[5,с.222].
Таким образом, экологическое воспитание является неотъемлиемой частью образовательного процесса, формирование которой возможно посредством разнообразных средств обучения, таких как: проектная деятельность, практикумы, учебно-исследовательская деятельность, трениг, игровые технологии, квест-технология. Предмет «Окружающий мир» обладает большим потенциалом для экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
Алексеева, О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе [Текст]: учеб. пособие /О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М.: Академии Естествознания, 2017.- 144 с.
Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] : пособие для учителя / А. А. Гин. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Землянская.-М.:Издательство Юрайт, 2015.-507с.
Игумнова, Е.А. Опыт применения квест-технологии в профильном лагере экологической направленности [Текст]/Игумнова Е.А., Радецкая И.В., Сорока И.Ю.//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. -Т. 11. -№ 5. -С. 17-27.
Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст] : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования /З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 336 с.
Лёвкина, Е.В. К вопросу об организации экологического образования младших школьников [Текст] /Лёвкина Е.В., Федосеева Н.В.// Формирование престижа профессии инженера у современных школьников. Под ред. Козловой А.Г., Крайновой Л.В., Расковалова В.Л., Денисовой В.Г. 2018.- С. 146-150.
Миронов, А. В. Технологии изучения курса в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) [Текст] : учеб. пособие / А.. В. Миронов. - Ростов н/Д : Феникс,2013.-510 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст] : нач. шк. / сост. Е. С. Савинов. – 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2013. - 223 с.
Сковородкина, И.З. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ.учреждений сред.проф.образования[Текст]/И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-320 с.
Стекленева, С.Ю. Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях [Текст]/С.Ю. Стекленева// Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый.- 2014.- С. 150-152.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации.-6-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2018.-53с.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 31 декабря 2017 года) (редакция, действующая с 1 января 2018 года)[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901808297 (Дата обращения: 14.10.2018г.)