Роль интернета в жизни современного подростка - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль интернета в жизни современного подростка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь современного человека сегодня сложно представить без современных технологий и интернет-коммуникации. Количество людей, использующих в своей повседневной жизни возможности интернета, растет с каждым годом. В России на первый квартал 2011 года, доля интернет пользователей составила 52%, в том числе 28% выходящих в интернет ежедневно [1], а на сентябрь 2018 года доля интернет пользователей определена уже в размере 81%, 65% из которых выходят в сеть ежедневно, при этом среди всех опрошенных в возрасте от 18 лет, наиболее активны в сети 18 – 24-летние (97% пользуются интернетом ежедневно) [2]. Исследователи отмечают повсеместное распространение сети интернет. Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, Д.Н. Арютина сообщают, что интернет для старших школьников является информационной средой, «в которой они проводят значительную часть своего времени, участвуя в экономической, научной, политической, культурной жизни общества, или же просто играя, коммуницируя друг с другом через социальные сети» [3, С. 138].

Ряд исследователей рассматривают сеть интернет как социальный институт, в рамках которого осуществляется приобщение человека к ценностям и нормам общества, идет процесс социализации. Т.В. Ефимова, А.Г. Береснева сообщают о существовании оснований, позволяющих анализировать роль интернета в процессе социализации как социального института, таких как наличие ролевой системы, в которую включаются нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальная и неформальная организация; совокупность норм и учреждений, регулирующих данную сферу общественных отношений; наличие обособленного комплекса социальных действий [4, С.112].

Отечественные исследователи выделяют такие понятия, как «интернет социализация» [5, С.266] и «киберсоциализация» [4, С.113] в качестве влияния на качественные изменения структуры личности в результате социализации человека в интернет пространстве (или киберпространстве) в процессе использования ресурсов интернет-сети и «коммуникации с виртуальными агентами социализации» [4, С.113]. И.Ю. Тарханова отмечает, что при социализации личности с помощью виртуальной сети происходит увеличение социального опыта и преобразование структур личности по мере погружения человека в социокультурную среду Интернета. При этом, процесс социализации представляет собой, в том числе, «формирование фундаментально новых коммуникативных пространств, мировоззрения, а также норм и правил общества» [5, С. 266]. Таким образом, можно говорить, что в процессе социализации с помощью сети интернет возможно качественное преобразование структуры личности.

Е.П. Белинская отмечает, что «информационное измерение» как составляющая часть социализации играет особую роль для лиц, находящихся в подростковом и юношеском возрасте, поскольку в этот возрастной период имеют значение определенные возрастные задачи развития [7], включая «расширение круга общения и взаимодействия, активный поиск референтных групп, различные линии конструирования социальной идентичности», имеющие важную функцию коммуникативной составляющей на данном этапе. Кроме того, «представляется, что именно данный возраст становится «проводником» норм и правил взаимодействия информационной эпохи в другие возрастные страты» [8].

Е.П. Белинская выделяет три вектора изменений в подростковой социализации в результате воздействия интернет-пространства: изменения в процессах восприятия и категоризации социальной информации, трансформаций когнитивных процессов при условии активной интернет-коммуникации, динамика сферы самосознания, при этом отмечается, что эмпирические данные о таких изменениях неоднозначны и противоречивы, но в то же время, «тезис о наличии нового коммуникативного опыта у активного пользователя не оспаривается, а очевидные особенности интернет-коммуникации привели к тому, что «компьютерный» язык рассматривается как особый вид дискурсивной практики, порождающий возникновение и использование новых норм коммуникации» [8].

Противоречивость эмпирических данных, касающихся возможных изменений психологических и социально-психологических параметров в результате интернет-социализации, объясняется «фактом исходной дихотомии в формулировке исследовательских позиций» [8]. Весь спектр предположений условно разделяется на гипотезы дефицитарности (в основе которых находится предположение, что реальность интернет-коммуникации в силу своих объективных, технологических особенностей компенсаторным способом восполняет некоторые «дефициты» современного человека и позволяет удовлетворить ряд потребностей, которые сегодня фрустрированы объективной социальной реальностью» [8], например, потребность в стимуляции, в поиске новых ощущений и безопасности), и гипотезы комплементарности (в основе которых лежит предположение о том, что существующая реальность в интернет пространстве не компенсирует «дефициты социальной реальности», а предоставляет новые возможности, позволяя «достраивать» те или иные личностные атрибуты» [8] .

И.М. Богдановская, Ю.Л. Проект, А.Б. Богдановская отмечают, что интернет стимулирует создание новых форм общения и деятельности, предоставляет подросткам возможность удовлетворении таких потребностей, как потребность в общении, познании, самостоятельности, самореализации, признании [9, С. 52].

Благодаря появлению виртуального пространства, подросток может реализовать желания и потребности, «поступать, как ему хочется, общаться с теми, кто интересен», не предоставляя истинную информацию себе. Но при этом, молодой человек не всегда способен проанализировать свое подведение в сети, в виду свободы действий и широким возможностям в интернете. Согласно И.Ю. Тархановой, особенности виртуальной реальности способствуют определенным рискам для подростков, важнейшим из которых является риск девиантного поведения как в интернет-пространстве, так и за его пределами в виде выхода негативных эмоций и удовлетворения деструктивных потребностей в сети, либо в выходе за рамки социальных норм как удовлетворении потребности в самореализации [6].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время интернет имеет увеличивающуюся значимость, признается рядом исследователей в качестве социального института, в рамках которого осуществляется процесс социализации подростков. В процессе социализации в сети Интернет возможно качественное изменение структуры личности, что особенно актуально для подростков, поскольку в этот период имеют значения возрастные задачи развития. Исследователи отмечают противоречивость эмпирических данных, касающихся возможных изменений психологических и социально-психологических параметров в результате интернет-социализации. Однако, следует признать, что интернет является стимулом для подростков к созданию новых форм общения и деятельности, предоставляя подросткам возможность удовлетворении своих потребностей, но в то же время способствуя рискам, одним из которых является вероятность девиантного поведения.

Список литературы

Жизнь в интернете и без него [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9024 (дата обращения: 18.12.2018).

Просторы интернета: для работы или развлечений? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322 (дата обращения: 18.12.2018).

Сорокоумова, Е.А., Молостова, Н.Ю., Арютина, Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения // Педагогика и психология образования. 2018 № 2. – С. 138-143.

Ефимова, Т.В., Береснева, А.Г. Интернет и подростковая агрессивность: грани и проблемы // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 8. – С. 108-116.

Лучинкина, А.И. Исследование потребностно-мотивационной сферы личности в интернетсреде // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяславхмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды». Вып. 29. Т. 1: Тематический выпуск: «Международные Челпановские психолого-педагогические чтения». – Киев, 2013. – С. 262–270.

Тарханова, И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет коммуникаций // Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. – С. 169-171.

Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. – С. 48-52.

Белинская, Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Том 6. № 30 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 18.12.2018).

Богдановская, И.М., Проект, Ю.Л., Богдановская, А.Б. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. – С. 49-56.

Просмотров работы: 477