ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ"(с 2005 года S7Airlines) образована 19 мая 1994 года. Основным и приоритетным видом деятельности компании являются авиаперевозки пассажиров, грузов, почты, багажа на внутреннем и международном рынках, которая осуществляется под брендом S7 Airlines. ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" зарегистрирована по адресу: 633104, Новосибирская обл, город Обь, проспект Мозжерина, дом 10, ОФИС 201, и имеет разветвленную сеть филиалов, более чем в пятидесяти городах по всей России. Генеральным директором является Объедков Владимир Николаевич. Контрольный пакет акций ПАО "Авиакомпания «Сибирь», а это 71,3 %, принадлежит группе компаний S7 Group. Государство продало свои 25,5 % ЗАО «Группа компаний С7» 30 мая 2013 г., сделка подлежит оформлению распоряжением Правительства России. Остальные акции у менеджмента «S7 Airlines».
В настоящее время ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" обладает самым современным и одним из самых «молодых» парков воздушных судов на российском рынке авиаперевозок. Все рейсы авиакомпании осуществляются только на лайнерах зарубежного производства компаний Airbus, Boeing и Embraer. На сегодняшний день флот состоит из 80 воздушных судов.
S7Airlines входит в ТОП-100 лучших авиакомпаний мира и занимает третье место в Восточной Европе в авторитетном международном рейтинге Skytrax. S7Airlines входит в ТОП-5 российских компаний с наилучшей репутацией в 2017 году[1]
Рассматривая экономическую характеристику ПАО «АВИАКОМПАНИЯ «СИБИРЬ», будем использовать формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности за период с 2015 по 2017 гг. Начнем с анализа динамики, темпа роста и прироста.
Таблица 1 – Анализ бухгалтерского баланса (за 2015-2017 гг.)
Из таблицы видно, что суммы активов и пассивов предприятия увеличились на 26,8 млрд. рублей в период с 2015 по 2017 года, наибольшее изменение произошло в 2016-2017 гг. За рассматриваемый период кампания увеличила нематериальные активы (на 11,2 млн. руб. или 307,4%), финансовые вложения (на 5,7 млрд. руб. или 369,4%), а также прочие внеоборотные активы (на 1,9 млрд. руб. или 1481,7%), значительно выросли долгосрочные заемные средства на 13,2 млрд. руб. или 169,1%. Также произошло небольшое уменьшение в стоимости основных средств (на 60,8 млн. руб. или 20,1%), дебиторской задолженности (на 4,3 млрд. руб. или 28,9%),
Таблица 2 - Анализ состава структуры и динамики доходов и расходов (за 2015-2017 гг.)
Рассматривая данную таблицу, можно увидеть, незначительное превышение доходов компании над ее расходами в течении 2015-2017 годов.
В совокупности доходов главную роль, на протяжении всех лет, играет выручка и составляет более 90%, за рассматриваемый период она изменилась на 37,6 млрд. руб. Также в состав доходов включены проценты к получению (увеличились на 450 млн. руб.) и прочие доходы (увеличились на 1,2 млрд. руб.), но их изменения в структуре незначительны, а в 2017 году появился новый источник в виде доходов от участия в других организациях – 12 млн. руб.
В расходах хотелось бы выделить увеличение себестоимости продаж (на 30,5 млрд. руб.), а также коммерческих (на 469,5 млн. руб.) и управленческих расходов (на 2,6 млрд. руб.). и уменьшение прочих расходов на 1,5 млрд. руб.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что ПАО "АВИАКОМПАНИЯ "СИБИРЬ" является прибыльной и динамично развивающейся компанией, имеющей и реализующей свой потенциал для дальнейшего развития и расширения.
Проводить оценку деятельности предприятия будем по последующим критериям[2]:
Оценка риска структуры активов по степени ликвидности
Оценка риска потери платежеспособности
Оценка риска банкротства
Начнем с первого, оценка риска структуры активов по степени ликвидности. Ниже представлена таблица агрегированного баланса.
Таблица 3 – Структура активов по степени ликвидности (за 2015-2017 гг.)
В структуре активов баланса в 2017 году 62% средств вложены в группу активов А1 (минимальный риск ликвидности), это говорит, что в компания сформировано большое количество оборотных средств, позволяющих ей в кратчайшие сроки погасит свои обязательства. Трудно реализуемые активы (А4) на предприятии почти отсутствуют и составляют всего 4%.
В рассматриваемом периоде компания стремилась к увеличению активов группы А1 (на 22,9 млрд. руб.), с небольшим уменьшение группы А2 (на 4,3 млрд. руб.) и увеличением А3 (на 6,3 млрд. руб.) и А4 (на 1,9 млрд. руб.).
Исходя из этого можно сделать вывод, что ликвидности активов находится на высоком уровне и компания в любой момент может рассчитаться по своим обязательствам.
Теперь проведем оценку риска потери платежеспособности, с помощью сводной таблицы активов и пассивов.
Таблица 4 – Оценки средств по активам и пассивам (за 2015-2017 гг.)
Для повышения платёжеспособности предприятия была увеличена сумма активов группы А1 (в 2,8 раза) в течение изучаемого периода.
В рассматриваемом 2017 году текущая ликвидность показывает потенциальную возможность компании оплатить краткосрочные платежи в срок до 3-х месяцев (А1>П1), но имеются затруднения в оплате среднесрочных (до 6 месяцев) обязательств (А2<П2).
Перспективная ликвидность характеризует низкую платежеспособность предприятия и возможный платежный недостаток (А3<П3)
Наличие собственных оборотных средств (А4<П4) дает возможность компании увеличить сеть филиалов и по необходимости обновить свой авиапарк.
Таким образом, по состоянию ликвидности баланса (А1>П1; А2<П2; А3<П3; А4<П4) в 2017 году компания в зоне критического риска неплатежеспособности, но недостаток средств в менее ликвидных активах (А2 и А3) покрывается за счет избытка более ликвидных (А1).
Далее проведем оценку риска банкротства компании. Существует множество методик определения риска банкротства организации, рассмотрим некоторые из них:
Двухфакторная модель Альтмана
Z = - 0,3877 - 1,0736 * Кп + 0,579 * Кфз = -2,54
Исходя из методики оценки, вероятность банкротства компании меньше 50%
Модель Альтмана для частных компаний
Z = 0.717*X1 + 0.847*X2 + 3.107*X3 + 0.420*X4 + 0.998*X5 = 2,78
По данной методике кампания находится в «серой» зоне (зоне неопределенности), но приближается к «зеленой» зоне. Это означает, что вероятность банкротства находится на уровне ниже среднего.
Модель Фулмера
H = 5,528*Х1 + 0,212*Х2 + 0,073*Х3 + 1,270*Х4 – 0,120*Х5 + 2,335*Х6 + 0,575*Х7 + 1,083*Х8 + 0,894*Х9 – 6,075 = 2,67
Данная модель показывает с точностью 98 % - на год вперед и 81% на 2 и более лет, что риск платежеспособности минимален.
Модель Таффлера
Z = 0,53*K1 + 0,13*K2 + 0,18*K3 + 0,16*K4 = 0,63
По данной модели предприятие маловероятно станет банкротом («зеленая зона»)
Модель Лиса
Z = 0,063*K1 + 0,092*K2 + 0,057*K3 + 0,001*K4 = 0,038
Компания финансово устойчива
Модель Спрингейта
Z= 1,03*K1 + 3,07*K2 + 0,66*K3 + 0,4*K4 = 1,71
Банкротство компании маловероятно
Модель Чессера
Z= -2.0434 – 5.24*X1 + 0.0053*X2 – 6.6507*X3 + 4.4009*X4 – 0.0791*X5 – 0.102*X6 = - 3,96
P = 1/(1+e-Z) = 0,02
По данной методике финансовое положение кампании отличное
Иркутская модель
Z= 8,38*K1 + 1*K2 + 0,054*K3 + 0,63*K4 = 3,58
Риск банкротства минимальный (до 10%)
Модель Сайфуллина-Кадыкова
R = 2*K1 + 0,1*K2 + 0,08*K3 + 0,45*K4 + K5 = 0,9
Значение рейтингового показателя говорит о том, что финансовое состояние предприятия низкое.
Таблица 5 - Сводная оценка вероятности банкротства предприятия
Название модели |
Оценка модели |
Двухфакторная модель Альтмана |
Вероятность банкротства менее 50% |
Модель Альтмана для частных компаний |
«Серая» зона (зона неопределенности) |
Модель Фулмера |
Риск платежеспособности минимален |
Модель Таффлера |
Предприятие маловероятно станет банкротом («зеленая зона») |
Модель Лиса |
Компания финансово устойчивое |
Модель Спрингейта |
Банкротство компании маловероятно |
Модель Чессера |
Финансовое положение отличное |
Иркутская модель |
Риск банкротства минимальный |
Модель Сайфуллина-Кадыкова |
Финансовое состояние предприятия низкое |
Подводя итоги рассчитанным выше моделям видно, что большинство моделей показывает низкий риск банкротства и высокую финансовую устойчивость.
Делая вывод по произведенному исследованию можно сказать, что у организации существуют свободные денежные средства для дальнейшего развития и продвижения себя как на внутреннем рынке авиаперевозчиков, так и за рубежом. На данный момент компания не является убыточной, не подвержена, и в ближайшие несколько лет не будет подвержена, банкротству, но находится в критической зоне по риску неплатёжеспособности.
Возможными рекомендациями для выхода из рисковой зоны будут являться:
Уменьшение «прочих обязательств» для стабилизации показателя перспективной ликвидности, как минимум на 550 млн. рублей;
Ограничение долгосрочных займов в компании в течении будущих периодов;
Увеличение финансовых вложений в среднесрочной перспективе.
Список используемой литературы
S7 Airlines | О компании. Режим доступа: https://www.s7.ru/about/s7-airlines.dot
Управление рисками предприятия : учебное пособие / В.Н. Уродовских. — М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. - 168 с.