Метакомпетенции и их значение в современном образовании. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Метакомпетенции и их значение в современном образовании.

Петровчук А.Ю. 1, Левадняя М.О. 1
1ДВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Метакомпетенции и их значение в современном образовании.

В настоящее время особое внимание уделяется самообразованию и развитию навыков, которые помогают человеку быстрее и эффективнее воспринимать информацию. Происходит смена парадигмы обучения от привычной и устоявшейся системы передачи знаний «носитель–получатель», к переходу на конечный результат обучения, самообучение, развитие интереса к учебе, что подразумевает под собой и развитие метанавыков и метазнаний в том числе.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения также подкрепляет необходимость изучения и развития метакомпетенций и метанавыков, для того чтобы студенты (и не только студенты) были конкурентоспособны на рынке труда и востребованы как специалисты.

Термин «метакомпетенции» достаточно широкий и способен содержать в себе сразу несколько ключевых моментов.

Рассмотрим содержание термина метакомпетенции в трактовке современных авторов. На данный момент тема метакомпетенций достаточно актуальна не только в работах зарубежных авторов, но и отечественных научных деятелей.

Так, в статье С.А. Михайличенко под метакомпетенциями понимают компетенции, позволяющие формировать новые знания и компетенции. То есть, под метакомпетенциями можно понимать некие надстройки, которые необходимы для развития и формирования новых компетенций. [1]

Термин «метакомпетентность» относят к понятиям метапредметного подхода как базового методологического принципа ФГОС основного общего образования, который ориентирует педагогов на формирование у учащихся метапредметных результатов и универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, в том числе в коммуникативной сфере. [2, 203]

С точки зрения Резчиковой Е. В., мы отмечаем, что метакомпетенции, согласно Резчиковой – это группа универсальных компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию всех профессиональных компетенций. Резчикова дополнительно замечает, что метакомпетенции являются надсистемными, надпредметными и могут быть позиционированы как компетенции высшего (творческого, креативного) уровня. [3]

Также существует и такое определения термина «метакомпетенция». Метакомпетенции представляют собой своего рода «надструктурный вход», облегчающий приобретение профессиональных компетенций и обеспечивающий способность к эффективному переходу на новую ступень познания, образования или профессионального мастерства. [4]

Из зарубежной статьи становится понятно, что метакомпетентность следует рассматривать в качестве проявления «функциональной грамотности» как «практической способности вступать во взаимодействие с человеческим и инструментальным окружением для решения профессиональных и жизненных задач». С точки зрения теории управления метакомпетенции относятся к классу так называемых «мягких» навыков (от англ. soft skills), которые позволяют специалисту повысить эффективность профессиональной деятельности посредством способностей к межличностному взаимодействию, умения работать в команде, принимать нестандартные решения в конкретной ситуации и др. [5]

Исходя из представленных определений можно сделать вывод о том, что метакомпетенции – некие новые качества, которые развиваются на базе основных профессиональных и личностных качеств, необходимые для повышения эффективности, трудоспособности или обучаемости.

Метакомпетенции достаточно современное понятие, однако, зачастую его связывают со студентами или молодыми специалистами, в редких случаях рассматриваются метакомпетенции у сотрудников старшего возраста не смотря на то, что метакомпетенции не имеют возрастной привязки.

Список литературы:

Михайличенко С.А., Буряк Ю.Ю., Афанаскова Ю.А. Метакомпетенции как основа успешной самореализации выпускников на рынке труда// Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова .2016 год. С. 94-101

Сизова Е.В. Развитие метакомпетентности преподавателя иностранного языка в условиях внедрения образовательного стандарта Федерального университета// Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №2-1. C. 202-205

Резчикова Е. В. Дидактические основы формирования метакомпетенций // Материалы IV конференции «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов». – [Электронный ресурс] URL: http://www.metodolog.ru/node/1618. Дата обращения: 20.12.2018.

Самойличенко А. К., Малахова В. Р. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда// Современные исследования социальных проблем [Электронныйресурс]. Дата обращения: 20.12.2018.

Heckman J. J., Kauts T. Hard evidence on soft skills // Labour Economics. 2012. Vol. 19. Iss. 4. P. 451-464

Просмотров работы: 2359