В настоящее время участились случаи возникновения пожаров в развлекательных центрах, предприятиях общественного питания. Это ведет к человеческим жертвам и материальным потерям для предприятий. Кроме того, учитывая специфику производства и сырья на предприятиях отрасли высок риск заражения, отравления и других нежелательных моментов.
Поднятый вопрос является важным, что обусловила актуальность выбранной темы реферата.
Основные требования пожарной безопасности на предприятиях питания сформулированы в ГОСТ 12.1.004-91. Согласно данных требований, предприятие должно быть обеспечено системами противопожарной защиты, разработан и установлен план эвакуации. При наличии складских помещений, производиться расчёт категорий пожарной опасности, а также определение класса зон по ПУЭ.
Система пожарной сигнализации является главной составляющей пожарной безопасности предприятия. Кроме того, в наличии должна быть система автоматической пожарной сигнализации, которая срабатывает при обнаружении очага возгорания.
На предприятии общественного питания должен быть журнал по пожарной безопасности (для ведения учёта средств пожаротушения и технического состояния огнетушителей) и журнал инструктажа по пожарной безопасности. Среди персонала необходимо иметь ответственного за пожарную безопасность.
Требования по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях общественном питании:
1. Расстановка столов в обеденных залах не должна препятствовать свободной эвакуации посетителей в случае пожара. В процессе эксплуатации предприятий общественного питания не допускается в обеденных залах устанавливать в проходах столы, стулья и др. мебель, препятствующую движению посетителей.
По условиям пожарной безопасности в ресторанах и столовых должен быть оставлен основной проход, ведущий к выходу на пути эвакуации людей, шириной не менее 1,35 м с обязательным оставлением свободного прохода к отдельным посадочным местам.
2. Назначать лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, которое получает инструктаж по правилам пожарной безопасности от администрации предприятия общественного питания и обеспечивает выполнение необходимых противопожарных требований.
3. Перед началом мероприятия тщательно осмотреть помещения и привести их в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
4. Установку временных эстрад, подмостков, осветительной и специальной аппаратуры, прокладку проводов и кабелей производить таким образом, чтобы не ухудшались условия эвакуации.
5. Осветительную аппаратуру (прожекторы, софиты и др.) не допускается устанавливать от горючих материалов ближе 0,5 м. Применение в прожекторах и софитах светофильтров из сгораемых материалов запрещается.
6. На предприятиях общественного питания запрещается:
- Оставлять без присмотра включенные электрические и газовые плиты, духовые, жарокондитерские шкафы и другие нагревательные приборы.
- Применять спички и др. открытый огонь для обнаружения утечек газа из газопроводов и приборов.
- Устанавливать и хранить в помещениях кухонь порожние и наполненные сжиженными газами баллоны.
- Устраивать на путях эвакуации гардеробы и буфеты.
- Декарировать стены и занавешивать окна обеденных залов горючими и токсичными при горении синтетическими материалами.
Соблюдение перечисленных требований позволит исключить или снизить риски возгорания на предприятиях общественного питания.
Кроме соблюдения правил пожарной безопасности на предприятиях питания необходимо соблюдать «Правила санитарии и личной гигиены».
Основные требования «Правил санитарии и личной гигиены»:
1. Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.
2. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
3. Работники организации обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:
• оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
• перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;
• работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
• при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, кроме головного убора, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
• при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
• сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;
• при изготовлении блюд, кулинарных изделий и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками;
• не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте). При нахождении в местах курения санитарная одежда должна быть снята, кроме головного убора.
4. Ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются.
5. В каждой организации (цехе, участке) следует иметь аптечку с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
6. Слесари, электромонтеры и другие работники, занятые ремонтными работами в производственных и складских помещениях, работают в цехах в чистой санитарной (или специальной) одежде, переносят инструменты в специальных закрытых ящиках.
Соблюдение перечисленных требований улучшит условия труда и снизит заболеваемость персонала, повысит качество блюд и уровень обслуживания посетителей.
Список использованной литературы:
Коршунов Н.В. “Организация обслуживания в ресторане” М, высшая школа 2015г.
Мескон.М. "Основы менеджмента" Издательство "Дело" Москва. 2015г.
Радченко Л.А. «Организация производства на предприятиях общественного питания», 2016г.