ЧТО ТАКОЕ BALANCED SCORECARD (СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ) И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЧТО ТАКОЕ BALANCED SCORECARD (СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ) И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Balanced ScoreCard (BSC) или сбалансированная система показателей (ССП) - это система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, которые подобраны с учетом всех существенных (с точки зрения стратегии) аспектов ее деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т. д.). BSC направлена на объединение и внедрение миссии и общей стратегии организации в систему взаимосвязанных показателей. Ключевые особенности системы управления на основе BSC следующие:

в систему входят показатели, относящиеся ко всем стратегически важным аспектам деятельности организации (как минимум их четыре: финансы, рынок, развитие и производство или эффективность);

причинно-следственная связь всех показателей в системе;

причинно-следственная связь показателей, входящих в систему, и стратегических задач компании;

связь результирующих показателей и определяющих факторов;

связь всех показателей с финансовыми результатами деятельности.

Авторы концепции BSC Р. Каплан и Д. Нортон, впервые представившие ее в 1992 г., видят результатом ее внедрения создание организации, ориентированной на выполнение стратегии. Согласно исследованию американского Institute of Management Accountants (IMA) в 1999 г. в компаниях, использующих систему Balanced Scorecard, менеджмент оценивает эффективность своей системы управления почти на балл выше, чем менеджмент не использующих данную систему компаний. При этом многие менеджеры, попробовав данную систему на практике, отзываются о ней как о гораздо более сложной, чем кажется на первый взгляд.

Система BSC предполагает рассмотрение управления организацией с четырех взаимоувязанных точек зрения:

Таблица 1. Составляющие BSC

Составляющая

Общие показатели, характерные для большинства компаний

1. Финансы

Рентабельность инвестиций и добавленная стоимость.

2. Клиентская

Удовлетворение потребностей клиента, сохранение клиентской базы и доли рынка.

3. Внутренние бизнес-процессы

Качество, сроки исполнения заказа, стоимость, разработка новых продуктов.

4. Обучение и развитие персонала

Удовлетворенность персонала и наличие информационных систем.

Четыре составляющих BSC позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения. На первый взгляд, многоплановая сбалансированная система может показаться довольно сложной и запутанной. Хотя на самом деле, правильно составленная, она отражает общность целей, поскольку все параметры направлены на выполнение одной стратегии.

Рис.1. Причинно-следственные связи показателей BSC

BSC - это не только тактическая или операционная оценочная система. Для инновационных компаний она служит средством стратегического управления на долгосрочной основе. Оценочная составляющая BSC используется для решения принципиальных задач процесса управления. Вот примерная последовательность составления плана менеджмента организации:

1. Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач.

2. Установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения и проинформировать об этом все подразделения компании.

3. Планировать, определять цели и стратегические инициативы.

4. Расширять стратегическую обратную связь и информированность.

Система сбалансированных показателей — это система анализа и контроля эффективности деятельности организации, главным аспектом которой является изучение текущей стратегии предприятия, а также ее корректировка и способы реализации. Она позволяет наиболее эффективно использовать стратегическое и оперативное планирование, измерять достижимость целей компании и анализировать эффективность ее деятельности. ССП позволяет провести соответствие между стратегическими целями и оперативной деятельностью компании, распределить ресурсы в соответствии с приоритетами, выделенными в стратегии, согласовать финансовые и нефинансовые показатели, контролировать достижение целей и тем самым повысить эффективность управления.

Данная система может помочь предприятию реализовать собственную стратегию с помощью оптимизации затрат и высокого качества инвестиций в новые технологии, с помощью повышения качества продукции и привлечения новых клиентов. А также с помощью оптимизации структуры управления оборотным капиталом увеличить как объем выручки от реализации, так и обеспечить устойчивый рост прибыли.

ССП увязывает стратегические результаты и факторы их достижения, устанавливая и отслеживая причинно-следственные связи между ними. Большинство факторов достижения описываются через нефинансовые показатели, которые не регистрируются традиционными системами учета, а если регистрируются, то не увязываются с финансовыми результатами. Таким образом, с одной стороны, ССП расширяет пространство управленческого учета, с другой, — фокусирует учет на ограниченном наборе максимально информативных для стратегической оценки показателях.

ССП устраняет конфликт и делает более прозрачными и конструктивными отношения между собственниками и топ-менеджерами бизнеса, подводя под них совместно разработанную и однозначно понимаемую систему измерений.

Консервативный подход к оценке эффективности компании все менее удовлетворяет растущие потребности менеджмента и акционеров, поскольку базируется в основном на финансовых индикаторах, в то время как на стоимость бизнеса оказывают существенное влияние нематериальные активы: бренд, знание и опыт ключевых сотрудников, отношение с клиентами и партнерами, использование передовых технологий и т.д.

Другая важная проблема состоит в трудности осуществления контроля за выполнением стратегического плана и отсутствием механизма, позволяющего отслеживать выполнение поставленных задач в долгосрочной перспективе.

Идея Р. Каплана и Д. Нортона решает обе задачи. Во-первых, концепция системы сбалансированных показателей рассматривает финансовые показатели компании лишь как одну из четырех составляющих, отдавая должное другим рыночным факторам - человеческому потенциалу, операционной эффективности и взаимоотношениям с потребителями. Во-вторых, ключевое значение приобретают не столько знания отдельных показателей, сколько их взаимодействие и сбалансированность.

Это позволяет оценивать темпы роста бизнеса и выявлять возможные отклонения от плана. Стратегия превращается, таким образом, в систематизированную и понятную всем последовательность шагов, микрозадач, выполнение которых контролируется на разных уровнях управления.

Сбалансированная система показателей эффективности - это прежде всего механизм реализации стратегии, а не ее формулирования, выражающейся в различных подходах к стратегии бизнеса и базирующейся на основе либо клиентской составляющей, либо составляющих внутренних бизнес-процессов. Независимо от выбранного руководством компании подхода к стратегии бизнеса, BSC является бесценным инструментом перевода стратегии в плоскость конкретных целей, показателей и задач, а также механизмом последовательного контроля над реализацией стратегии.

Список использованных источников:

1. Береговая И. Б., Морозкин А. А. Система сбалансированных показателей // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 361-364. — URL https://moluch.ru/archive/136/38189/ (дата обращения: 30.11.2018).

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.

3. Лисичкин В. А., Корягин Н. Д., Иванов А. А. Стратегический менеджмент. Учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2009

4. Конотопов М. Н. Выбор оптимального многокритериального управленческого решения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012, №3-2.

5. Зотов Ф. П. Управляющая подсистема в качестве пятой перспективы сбалансированной системы показателей // Управленец. 2015. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlyayuschaya-podsistema-v-kachestve-pyatoy-perspektivy-sbalansirovannoy-sistemy-pokazateley (дата обращения: 30.11.2018).

Просмотров работы: 44